Воскресные чтения 30.04.2023

МЦCА ҐПРЕ~ЛZ ВЪ З&I ДН&Ь

Недёлz, G z, по пaсцэ, с™hхъ жeнъ мmрw

н0сицъ, и3 їHсифа прaведнагw. Глaсъ, в7.

Сщ7енномyченика сmмеHна, и3 прпdбнагw nц7а

нaшегw ґкaкіz

 

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за ? , …f.]

В0 времz џно, пріи1де їHсифъ, и4же t ґримаfez, бlго њбрaзенъ совётникъ. и4же и3 т0й бЁ чaz цrтвіz б9іz. дерзнyвъ в8ни1де к8 опилaту, и3 проси2 тёло ї©ово. пилaтъ же диви1сz, ѓще ќже ќмре. и3 призвaвъ с0тника, вопроси2 є3гw2, ѓще ќже ќмре. и3 ўвёдэвъ t с0тника, дадE тёло їHсифови. и3 купи1въ плащани1цу, и3 с8нeмъ є3гw2, њб8ви1тъ плащани1цею, и3 положи2 є3гw2 в0 гробъ, и4же бЁ и3з8сёченъ t кaмене. и3 привали2 кaмень над8 двeріи гр0ба. мaріz же магдалhни, и3 мaріz їwсjева, зрsстэ гдЁ є3гw2 полагaху. И# минyвши суб0тэ, мaріz магдалhни, и3 мaріz їaкwвлz, и3 саломjи, купи1ша ґрwмaты, да пришeдше помaжутъ ї©а. и3 ѕэлw2 заyтра во є3ди1ну t суб0тъ, пріид0ша нaгробъ, восіsвшу сlнцу, и3 гlаху к8себЁ, кто2 tвали1тъ нaмъ кaмень t двeріи гр0ба; и3 воз8зрёвше ви1дэша ћкw tвалeнъ бЁ кaмень, бё бо вeліи ѕэлw2, и3 в8лёзше в0гробъ, ви1дэша ю4ношу сэдsща в8 деснhхъ, њдёzнъ во nдeжду бэлY, и3 ўжас0шасz. џнъ же гlа и4мъ, не ўжасaйтесz, ї©а и4щете назарzни1на, пропsтаго, востA, нёсть здЁ, сE мёсто и3дёже положи1ша є3гw2. но и3ди1те рцёте ўченик0мъ є3гw2 и3 петр0ви, ћкw варsетъ вы2 в8 галилeи, тaмw є3гw2 ви1дите, ћкоже речE вaмъ. и3 и3з8шeдше, бэжaша t ~ гроба. и3мsше же и4хъ трeпетъ и3 ќжасъ. и3 никомyже ни чес0же рёша, боsхубосz.

Мк. 15:43 Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Исусова.

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.Он же говорит им: не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

АПОСТОЛ

T дэsній, с™hхъ ґпcлъ чтeніе. [за?, ѕ7i.]

В0 дни џны, ўмн0жившемсz ўченик0мъ, бhсть роптaніе є4ллинwмъ ко є3врewмъ, ћкw презри1мы бывaху во вседнeвнэмъ служeніи вдови1цы и4хъ. призвaвше же двA нaдесzте мн0жество ўчени1къ, рёша, не ўг0дно є4сть нaмъ њстaвльшемъ сл0во б9іе служи1ти трапe замъ. ўсмотри1те ќбw брaтіе мyжи t вaсъ свидётельствованы сeдмь, и3сп0лнены д¦а с™а и3 премyдрости, и4хже постaвимъ над8 слyжбою сeю. мhже в8 мlтвэ и3 служeніи сл0ва да пребyдемъ. и3 ўг0дно бhсть сл0во сE пред8 всёмъ нар0домъ. и3 и3збрaша стефaна, мyжа и3сп0лнена вёры и3 д¦а с™а. и3 филjппа, и3 пр0хора, и3 никон0ра, и3 ти1мwна и3 пармeна, и3 николaz, пришeльца ґнтіохjйскаго. и4хже постaвиша пред8 ґпcлы, и3 помоли1в шесz, положи1ша на нS рyцэ, и3 сл0во б9іе растsше, и3 мн0жашесz число2 ўчени1къ во їєrли1мэ ѕэлw2. мн0гъ же нар0дъ сщ7eнникъ послyшаху вёрою.

Деян 6:1

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. //*Евреи из стран языческих. 

Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 

их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

 

Свт. Иоанн Златоуст

пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Исусова

 

Это был тот Иосиф, который раньше скрывался, а теперь, после смерти Христовой, проявил большую смелость. Ведь он был не безызвестен и не из незаметных, но один из совета и весьма знатен. Отсюда особенно можно уяснить его мужество (ср. Лк. 23:50). Ведь он выдал себя на смерть, навлекая всеобщую вражду своей преданностью Исусу: тем, что и тело попросить осмелился, и не отступился, пока не добился своего. К тому же он не только получил тело Исуса, не только богато похоронил, но и положил его в собственной новой гробнице, чем проявил свою любовь и мужество (ср. Мф. 27:60, Мк. 15:46, Лк. 23:53).

Свт. Афанасий Великий 

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

 

Неразумное утверждают те, кто говорит, будто Слово превратилось в кость и плоть. Если бы было так, то не нужна была бы гробница, потому что тело само собою сошло бы на проповедь бывшим в аду духам. А ныне Слово сошло проповедовать, тело же сохранил на Голгофе Иосиф, обвив его плащаницей (ср. Мф. 27:59-60, Лк. 23:53, Ин. 19:40-41). И всякому стало ясно, что Слово не было телом, но что тело принадлежало Слову.

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 1-8 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись

 

Ничего великого и достойного Божества Исусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены. «И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют: кто отвалит камень? Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, - что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие - у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам: «не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Исуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь». И хотите ли увериться? «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, - он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев. Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали.

Свт. Иоанн Златоуст 

Ст. 1-7 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере

 

«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Не в те именно дни, о которых говорится (выше), но, как обыкновенно употребляется в Писании, об имевшемся случиться впоследствии времени (писатель) говорит, как бы о происходившем тогда же; потому он так и выразился. Эллинами, я думаю, он называет тех, которые говорили по-эллински, потому что тогда и евреи говорили по-эллински. Вот и еще искушение; или лучше сказать, если захочешь вникнуть, то и ты увидишь, что с самого начала (у них) была борьба и изнутри, и отвне. «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (ст. 2). Справедливо; необходимому нужно предпочитать более необходимое. Но смотри, как они тотчас же и об этом прилагают попечение, и проповеди не оставляют. А как они были достопочтеннее (других), то поэтому и получают высшее назначение. «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго» (ст. 3-5). Так и эти исполнены были веры, – которых и избрали, чтобы не случилось того же, что было с Иудой, с Ананией и Сапфирою. «И Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (ст. 5-7).

 

«В эти дни». В каких? Когда это происходило, т.е., когда их бичевали, им угрожали и когда увеличивалось число учеников, тогда «произошел у Еллинистов ропот» (Деян. 6:1). Быть может, оно возникло по причине множества (учеников), потому что в таком случае не может не быть затруднения. «И из священников очень многие покорились вере» (ст. 7). Этим намекает и указывает на то, что и из тех, кто были виновниками смерти Христовой, многие уверовали.

 

«Произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (ст. 1). Следовательно, для вдовиц было ежедневное служение. И смотри, как он называет это служением, а не просто милостынею, возвышая чрез то и подающих, и приемлющих. Это (небрежение о вдовицах) происходило не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства. Потому это и поставлено было на вид, – а зло было немаловажное, – чтобы тотчас же исправить его. Видишь ли, как и в начале были неприятности не только отвне, но и внутри? Но ты смотри не на то только, что это исправлено, но и на то, что это было великое зло. «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек» (ст. 3). Не по собственному усмотрению они поступают, но сначала оправдывают себя пред народом. Так и теперь надлежало бы поступать. «Нехорошо нам», говорят, «оставив слово Божие, пещись о столах» (ст. 2). Сперва писатель указывает на несовместимость (этих обязанностей) и разъясняет, что невозможно ревностно выполнять то и другое вместе. Ведь и тогда, когда они приступали к рукоположению Матфия, сперва указали на необходимость этого дела, потому что одного недоставало, а надлежало быть двенадцати. Так и здесь они выяснили необходимость. Впрочем, не прежде сделали это, как выждав, пока возник ропот; после же того уже не медлили, чтобы он не усилился.

 

Смотри, они представляют дело на суд их, а сами предуказывают, чтобы это были (мужи) угодные всем и одобряемые всеми. Когда нужно было избрать Матфия, тогда говорили: «которые находились с нами во всё время» (Деян. 1:21); но здесь не так, потому что и дело было не таково. Поэтому они и не предоставляют избрания жребию, и сами не совершают его, хотя они, движимые Духом, и могли бы избрать; но настаивают на том более, что окажется по свидетельству народа. Определить число и рукоположить, когда была такая нужда, было их дело; но избрать мужей (достойных) они предоставляют всем, чтобы не навлечь на себя подозрения в лицеприятии. Так и Бог повелел Моисею избрать старейшин, кого он знал. Для подобных распоряжений требуется много мудрости. Не подумайте, чтобы, кому не вверено было слово (учения), тому не нужна была и мудрость; нет, нужна была, и великая. «А мы», говорит, «постоянно пребудем в молитве и служении слова» (ст. 4). И в начале и в конце речи они оправдывают себя. «Пребудем», говорят. Так нужно было (в этих делах поступать), не просто и не как случилось, но постоянно пребывать. «И угодно было», говорит (писатель), «это предложение всему собранию» (ст. 5). Это достойно их мудрости; все одобрили сказанное: так оно было разумно! «И избрали», говорит, – и здесь все избирают, – «Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (ст. 5-6). Отсюда видно, что они отделили избранных от народа, и сами привели их, а не апостолы. Заметь, как писатель не говорит ничего лишнего; он не объясняет, каким образом; но просто говорит, что они рукоположены были молитвою, потому что так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека; но все совершает Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совершается, как должно. «И слово», говорит, «Божие росло и число учеников весьма умножалось» (ст. 7). Не без намерения он прибавил это, но чтобы показать, как велика сила благотворительности и распорядительности. Затем, намереваясь приступить к повествованию о происходившем со Стефаном, он наперед представляет причины того. «И из священников очень многие покорились вере». Они видели, что то, о чем предлагал им свое мнение начальник и учитель, они испытывают уже на самом деле. И достойно удивления, как народ не разделился при избрании тех мужей, и как не были уничижены пред ними апостолы.

 

А какой именно сан имели они и какое получили рукоположение, это необходимо рассмотреть. Не диаконское ли? Но эти распоряжения в церквах предоставляются не диаконам, а пресвитерам; притом, тогда не было еще ни одного епископа, а только апостолы. Потому, кажется мне, наименования диаконов и пресвитеров тогда не различались ясно и точно. По крайней мере, они были рукоположены на это (служение) и не просто были назначены, но о них молились, чтобы им была сообщена сила (благодати). Заметь, прошу, если нужны были для этого семь мужей, то как умножилось их имущество, как много было вдов! И молитвы совершались не просто, но с великим тщанием: потому-то и это дело, подобно проповеди, имело такой успех, так как в очень многом они успевали молитвами. Таким образом, им сообщены были и духовные (дары); они были посылаемы и в другие места; им вверено было и слово (учения). Но (писатель) не говорит об этом и не превозносит их, (внушая тем), что не следует оставлять порученного дела. Так и Моисеем (избранные старейшины) были научены – не все делать самим по себе (Исх. 18:26). Потому и Павел говорит: «только чтобы мы помнили нищих» (Гал. 2:10). Пойми, как они избрали их (диаконов). Постились, пребывали в молитве (Деян. 2:42). Так и теперь должно бы быть. Этих же (писатель) назвал не просто духовными, но исполненными Духа и премудрости, показывая, что нужно было иметь великое любомудрие, чтобы сносить жалобы вдовиц. Что пользы, если иной, хотя не крадет, но все расточает? Или будет дерзок и гневлив? В этом отношении Филипп был достоин удивления. О нем (писатель) говорит: «войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него» (Деян. 21:8). Видишь, как у них ничего не делалось по (обычаю) человеческому? «И число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (ст. 7). В Иерусалиме возрастало число (верующих). Удивительно, что, где Христос был предан смерти, там и распространилась проповедь (о Нем). И не только никто из учеников не соблазнился, видя, что апостолы подвергаются бичеванию, одни им угрожают, другие искушают Духа, а иные ропщут, но все более умножалось число веровавших. Так они были вразумлены происшествием с Ананиею, и очень большой был страх между ними. Заметь, прошу, каким образом увеличивалось число верующих. Оно увеличилось уже после искушений, а не прежде того. Посмотри, сколь велико и человеколюбие Божие. Из тех самых архиереев, которые возбуждали народ к убиению (И. Христа), которые взывали и говорили: «других спасал, а Себя Самого не может спасти» (Мф. 27:42), из тех самых «очень многие», говорит, «покорились вере» (ст. 7).

 

 

 

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat