Воскресные чтения 14.09.2025

МЦCА ДЕКАБРZ@ ВЪ А& ДЕ~НЬ

Недёлz, к7з z по н7 це. Глaсъ, в7. [Пл]

Ст7aгw прор0ка наyма [д7].

Прор. Нау́ма (VII в. до Р. Х.)
Прав. Филаре́та Милостивого (792)
мч. Ана́нии Пе́рсянина


Житие праведного Филарета Милостивого

Житие праведного Филарета Милостивого (или "Подателя милостыни") – одно из самых интересных во всей житийной литературе. Праведный Филарет родился в местечке Амниа в Пафлагонии (около нынешнего Синопа в Турции, недалеко от северного побережья Черного Моря). Имя Филарет переводится как "любящий добродетель", и в отношении него это как нельзя более справедливо. Он был богатым фермером-землевладельцем (в Житии говорится о "двенадцатитысячном стаде овец, шестистах коровах, множестве лошадей, обширных полях, садах и виноградниках"). При этом он щедро помогал нуждающимся. Агиограф называет его "неиссякающим источником для тех, чьи души иссушены бедностью". Жена его, по имени Феозва, была благородного происхождения и также отличалась благочестием. Она родила ему сына Иоанна и двух красавиц-дочерей, Ипатию и Еванфию. Подобно патриарху Иову, он ни в чем не знал нужды.

И так же, как Иову, ему предстояло пройти сквозь суровые испытания. В конце восьмого века, во времена регентского правления Императрицы Ирины, замещавшей на троне своего малолетнего сына Константина VI, следовавшие один за другим неурожаи, ограбления и финансовые неурядицы довели Филарета до бедности – "ничего у него не осталось, кроме одной упряжки волов, осла, коровы с теленком и нескольких ульев". Слуг он отпустил и каждый день сам выезжал в поле на быках, благодаря Бога за то, что у него еще есть возможность самому обрабатывать землю и кормить семью. Однажды у бедняка, трудившегося на соседнем поле, прямо во время работы пал бык. У этого человека было много долгов. Он подошел к святому Филарету и рассказал о своем несчастье. Выслушав его, Филарет выпряг одного из своих волов и отдал ему. Крестьянин отказывался взять одного из его двух последних волов, но Филарет ответил, что дома у него есть еще вол, лучше этого, "а потому возьми его скорее и работай, пока моя жена и дети не узнали и не начали огорчаться".

Агиограф приводит весьма характерную деталь, делающая эту историю по-человечески понятной и достоверной: святой беспокоился, предвидя реакцию жены. Дома Феозва стала выяснять, куда делся вол, и он сказал ей, что уснул в поле, пока вол пасся, и не уследил, как животное куда-то ушло. Сын Филарета отправился на поиски и, увидев своего вола в упряжке соседа, обвинил его в краже. Крестьянин объяснил, что Филарет сам, по доброй воле отдал ему животное, и сын, хорошо зная щедрость своего отца, вернулся домой ни с чем. Феозва же, как и следовало ожидать от прилежной хозяйки, назвала мужа "невозможным глупцом", слишком ленивым, чтобы обрабатывать собственную землю, и потребовала объяснить, чем теперь они будут кормить детей. Филарет кротко выслушал упреки и посоветовал ей положиться на волю Божию.

Несколькими днями позже собственный бык этого соседа умер, отравившись каким-то ядовитым растением. Крестьянин пришел к Филарету со вторым быком и попросил забрать его обратно, сказав, что Бог наказал его за то, что он принял у Филарета в дар быка, совершив этим несправедливость по отношению к его детям. Но Филарет не только отказался взять свой подарок обратно, но и уговорил соседа забрать и того вола, что еще оставался у него, сообщив, что намерен уехать в дальние края, где вол ему будет не нужен. Жена и дети Филарета пришли в отчаяние. Святой тут же попытался успокоить горюющих родных: "Не горюйте так. Я предвидел, что для нас наступят тяжелые времена, и заранее продал много животных. Полученная за них прибыль спрятана в потайном месте, там ее так много, что вы на нее сможете питаться и одеваться сотни лет, не работая".

Агиограф не рассматривает возможность духовного истолкования этих слов, он объясняет, что Святой сказал так, действительно предвидя все, что со временем произойдет. В любом случае, можно с уверенностью предположить, что после этого разговора Филарет немало потрудился в горячей молитве к Богу.

Спустя какое-то время в тех краях начались военные учения, готовившие молодых солдат к защите южных границ Империи от нападения противника. Среди этих солдат был молодой человек по имени Мусулиос. Во время одного из учений погиб его конь, и он очень испугался, ожидая сурового наказания от командира за потерю коня. Будучи наслышан о щедрости праведного Филарета, он пошел к нему просить взаймы денег на покупку нового коня. Как и следовало ожидать, Святой отдал ему собственную лошадь.

Вскоре после этого к Филарету пришел еще один бедняк и попросил теленка, чтобы развести стадо, так как знал, что дары Филарета несут на себе Божие благословение, способное привести их получателя к богатству и процветанию. Филарет тотчас же отдал ему теленка. Однако корова так тосковала по своему теленку, что мычала, не умолкая. Измученная Феозва ругала его: "Нас не жалеешь, жестокий человек, так пожалел бы хоть корову, ведь ты разлучил ее с ее теленком". Филарет благословил жену со словами: "Да вознаградит тебя Бог, ибо истинно несправедливо я разлучил их". Он позвал к себе того человека и отдал ему еще и корову, сказав, что за это он должен благодарить Феозву, "поскольку это она объяснила мне, что я совершил грех, разлучив животных".

Потом в их краю начался голод. Филарет взял мула и пошел к одному знакомому занять немного зерна. Тот дал ему шесть бушелей пшеницы. Когда Филарет разгружал зерно у ворот своего дома, подошел нищий и попросил дать ему немного. Филарет стал просить жену выделить нищему один бушель. Феозва заметила саркастически, что следовало бы сначала разделить всю пшеницу на части, по одной на каждого члена семьи, а потом уже Филарет мог бы отдавать свою часть, ведь он – ангел и не нуждается в пище. В ответ он отмерил нищему два бушеля. Феозва была не в силах сдержать свой гнев и весьма непредусмотрительно заявила, что можно отдать и всю пшеницу, а так как унести ее всю на плечах невозможно, еще и мула в придачу. Святой так и сделал.

Не имея, чем накормить семью, Феозва заняла где-то хлеба. Дети и Феозва съели этот хлеб с вареными дикими овощами. Филарет же поступил рассудительно, уйдя ночевать к соседям.

Вскоре один из местных правителей, хорошо знавший их семью, услышал об их бедственном положении и прислал им сорок бушелей пшеницы. На этот раз Феозва сама поделила зерно между членами семьи. К концу третьего дня часть, выделенная Филарету, конечно же, была роздана нищим. Когда его запасы кончились, Филарет ограничился тем, что водил нищих к своим ульям и кормил их медом. Однако его дети, обнаружив, что мед куда-то быстро исчезает, стали каждое утро тайком уносить из ульев вновь собранный мед для пропитания семьи. И вот наступил день, когда меда в ульях совсем не осталось. Тогда Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал нищему, не желая отпускать его ни с чем. Дома он сказал, что куда-то положил свою тунику и забыл, куда именно. Они, конечно же, не поверили ему, но Феозва все же разрезала одно из своих платьев и сшила из него мужу одежду.

В это время молодой Император решил жениться. Он разослал повсюду гонцов, велев им привезти девушек из богатых и благородных семей, чтобы он мог выбрать себе среди них невесту. Проезжая Амнию, гонцы заметили большой, солидный дом, принадлежавший Филарету, и решили остановиться у него на ночь. Они не могли предположить, что у владельца этого дома не хватает хлеба, чтобы накормить даже собственную семью. Узнав о неожиданном прибытии таких гостей, соседи поспешили на помощь Филарету – они не могли допустить, чтобы он "ударил лицом в грязь" перед посланцами Императора. Люди отовсюду несли в его дом чудесные вкусные блюда. Гости, видя огромный дом с великолепным залом и изобилие блюд, стали просить, чтобы сама хозяйка "вышла к ним и благословила их". Феозва уступила их просьбам. Гости пришли в восхищение от ее красоты и спросили, нет ли у нее дочерей на выданье. Она ответила, что у ее дочери Ипатии, вдовы, есть две собственные дочки, Мария и Маранфия. Девушкам велели приготовиться, чтобы предстать перед императорскими посланцами. На следующий день, встретившись с девушками, гонцы предложили им поехать с ними в Константинополь для знакомства с Императором.

Вся семья, около тридцати человек, собралась и отправилась в столицу, где Мария спустя какое-то время была избрана в супруги Императору. По некоторым сведениям, она унаследовала не только красоту Феозвы, но и доброту своего дедушки, так как по пути в Константинополь она обратилась к своим спутницам, тем двенадцати девушкам, что, как и она, выступали в качестве потенциальных невест Императора, с такими словами: "Сестры, давайте договоримся, что та, которой Бог судил править страной, станет благодетельницей для остальных". Одна из девушек, будучи богаче Марии и имея более благородное происхождение, ответила, что выберут, конечно же, ее, поэтому Мария зря питает несбыточные надежды. Мария промолчала, но в душе призвала на помощь милосердного Господа, надеясь, что Он услышит ее по молитвам дедушки.

Наконец, Мария стала Императрицей. Ее сестра Маранфия вышла замуж за вельможу, занимавшего высокое положение, а их двоюродную сестру Еванфию, дочку второй дочери Филарета, выдали за короля Лангобардии Аргуса. Сына Филарета, Иоанна, назначили на почетную должность первого копьеносца. Семья Филарета получила в дар земли, богатства и недвижимость. По настоянию Императора, вся семья переехала в Константинополь. Филарет и здесь продолжал творить дела милосердия: устраивал щедрые обеды для бедных и раздавал милостыню всем нуждающимся.

О том, насколько безраздельно он полагался на волю Божию, говорит сам способ раздачи им милостыни. Он не пытался отличить истинную нужду от притворной: рядом с ним шел слуга с тремя одинаковыми ящичками в руках. В одном ящике были золотые монеты, в другом – серебряные, а в третьем – медные. При приближении нищего Филарет подзывал к себе слугу и наугад, не глядя, опускал руку в один из ящиков, веря, что Господь даст просящему то, что нужно.

Перед кончиной Святого, Бог открыл ему, что он скоро умрет, и он направился в один из константинопольских женских монастырей под названием "Судилище" и попросил сестер приготовить для него могилу. На обратном пути заболел. На девятый день болезни он призвал к себе всю свою семью и просил их жить добродетельно и щедро благотворить нуждающимся. Потом начал молиться. От этой молитвы весь дом наполнился неземным благоуханием. Святой отошел ко Господу с лицом, излучающим свет. Это случилось 1 декабря 789 года. На погребении праведного Филарета присутствовал Император и Сенат в полном составе.

Мощи святого пребывают в монастыре Айя Лавра на Пелопоннесе.

Житие пророка Наума
 

Святой пророк Наум – один из 12 малых пророков, родом из селения Елкоша (Галилея). Время его жизни относится к VII в до Р. X. Ветхозаветная книга пророка Наума содержит предсказание гибели ассирийского города Ниневии за его беззакония, разрушение Израильского царства и хулу ассирийского царя Сеннахирима на Иегову. Обстоятельства жизни пророка неизвестны. Умер он на 45-м году жизни и погребен в своей родной земле

 

ЕВАНГЕЛИЕ НА УТРЕНИ

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

t луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, рGi.] В0 времz џно, пeтръ востaвъ, течE к0 гробу, и3 при ни1къ ви1дэ ри1зы є3ди1ны лежaща, и3 tи4де, в8 себЁ дивsсz бhвшему. и3 сE двA t ни1хъ бёста и3дyща в8 т0йже дeнь, в8 вeсь tстоsщу стaдіи шестьдесsтъ t їєrли1ма, є4й же и4мz, є3ммаyсъ. и3 тA бесёдоваста к8 себЁ, њ всёхъ си1хъ приклю1чшихсz. и3 бhсть бесёдую щема и4ма, и3 совопрашaющемасz, и3 сaмъ ї©ъ прибли1 жисz, и3дsше с8 ни1ма. џчи же є3ю2 держaстэсz, да є3гw2 непознaета. речe же к8 ни1ма, что2 сyть словесA сіS, њ ни1хъ же стzзaетасz к8 себЁ и3дyща, и3 є4ста дрsхла; tвэщaвъ же є3ди1нъ, є3мyже и4мz кле0па, речE к8 немY, тh ли є3ди1нъ пришлeцъ є3си2 во їєrли1мъ, и3 не ўвёдэ бhвшихъ в8 нeмъ в0 дни сіS; и3 речE и4ма, кjихъ; nнa же рёста є3мY, ћже њ ї©э назарzни1нэ, и4же бhсть мyжь прор0къ си1ленъ дёломъ и3 сл0вомъ, прeд8 бGомъ, и3 всёми людьми2. кaко предaша є3гw2 ґрхієрeи и3 кнsзи нaши на њсуждeніе смeрти, и3 распsша є3гw2. мh же надёzхомсz, ћкw сeй є4сть хотS и3збaвити ї}лz. но и3 над8 всёми си1ми, трeтіи сeй дeнь и4мать днeсь, t нeли же сіS бhша. но и3 жены2 нёкіz t нaсъ ўжаси1ша ны2, бhвшіz рaнw ќгроба. и3 не њбрётше тэлесE є3гw2, пріид0ша гlюще. и3 kвлeніе ѓнGлъ ви1дэвше, и4же гlютъ є3гw2 жи1ва. и3 и3д0ша нёцыи t нaсъ к0 гробу, и3 њбрэ т0ша тaкw, ћкоже и3 жены2 рёша, самог0 же неви1 дэша. и3 т0й речE к8 ни1мъ, q несмhсленаz и3 к0снаz с®цемъ, є4же вёровати њ всёхъ ћже гlаша прор0цы. несіsли подобaше пострадaти хrтY, и3 в8ни1ти в8 слaву свою2. и3 начeнъ t мwmсez, и3 t всёхъ пррbкъ, сказaше и4ма t всёхъ писaніи ћже њ нeмъ. и3 прибли1жишасz въ вeсь, в8 ню1же и3дsста, и3 т0й творsшесz далечaйше и3ти2. и3 нyждаста є3гw2 гlюща, њблsзи с8 нaма, ћкw к8 вeчеру є4сть, и3 преклони1лсz є4сть дeнь. и3 в8ни1де с8 ни1ма њблежщи2. и3 бhсть ћкw воз8лежE с8 ни1ма, и3 пріи1мъ хлёбъ бlгослови2, и3 преломи1въ даsше и4ма. nнёма же tверз0стэсz џчи, и3 познaста є3гw2, и3 т0й неви1димъ бhсть и4ма. и3 рек0ста к8 себЁ, не с®це ли нaю горS бЁ в8 нaю, є3гдA гlаше нaма на пути2, и3 ћкw скaзоваше нa ма писaніz. и3 востaвша в8 т0й чaсъ, воз8врати1стасz во їєrли1мъ, и3 њбрэт0ста совокyплены є3ди1ногw нaдесz те, и3 и4же бsху с8 ни1ми гlющихъ, ћкw вои1стину востA гDь, и3 kви1сz си1мwну. и3 тA повёдаста ћже бhша на пути2, и3 ћкw познaсz и4ма в8 преломлeніи хлёба.

Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк.24:12-35).

ЕВАНГЕЛИЕ НА ЛИТУРГИИ

​​

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

T луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, o7а.] В0 времz џно, бЁ ўчA ї©ъ на є3ди1номъ t с0нмищъ в8суб0ту. и3 сE женA бЁ и3мyщи дyхъ недyженъ, лётъ џсмь нaдесzть. и3 бЁ слукA, и3 немогyщисz восклони1 ти t ню1дъ. ви1дэвъ же ю5 ї©ъ, пригласи2 и3 речE є4й, жeно tпущенA є3си2 t недyга твоегw2. и3 воз8ложи2 наню2 рyцэ, и3 ѓбіе прострeсz, и3 слaвлzше бGа. tвэщaвъ же старёй шина соб0ру, негодyz, занE в8 суб0ту и3сцэли2 ю5 ї©ъ, гlаше нар0ду, шeсть днjй є4сть, в8 нsже дост0итъ дёла ти, в8 тhи ќбw приходsще цэли1тесz, ґ не в8 дeнь су б0тныи. tвэщaвъ же ќбо є3мY гDь, и3 речE, лицемёре, к0ждо вaсъ в8 суб0ту не tрэшaетъ ли своего2 волA, и3ли2 nслA t ћслій, и3 вeдъ напаsетъ; сію1 же дщeрь ґвраaмлю сyщу, ю4же свzзA сатанA, сE nсм0е нaдесzте лёто, не дост0zшели раз8рэши1тисz є4й t ю4зы сеS в8 дeнь суб0тныи; и3 си2 є3мY гlющу, стыдsхусz вси2 противлsющіи сz є3мY. и3 вси2 лю1діє рaдовахусz, њ всёхъ слaвныхъ бывaющихъ t негw2.

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. (Лк.13:10-18)

[є3ђaліе, t луки2. за?, н7д.] В0 времz џно, в8ни1де ї©ъ в8 вeсь нёкую. женa же нё каz и4менемъ мaрfа пріsтъ є3гw2 в8 д0мъ св0й. и3 сестрA є4й бЁ нарицaемаz мaріz, ћже и3 сёдши при1ногу ї©о ву, слhшаше сл0во є3го2. мaрfа же м0лвzше њ мн0зэ слyжбэ. стaвши же речE, гDи, небрежeшили, ћкw сес трA моS є3ди1ну мz њстaви служи1ти; рцы2 ќбw є4й, да ми2 пом0жетъ. tвэщaвъ же ї©ъ речE є4й, мaрfо мaрfо печeшисz, и3 м0лвиши њ мн0зэ, є3ди1но же є4сть на потрeбу. мaріz же благyю чaсть и3з8брA, ћже не tи1ме тсz t неS. Бhсть же є3гдA гlаше сіS, воз8дви1гши нё каz женA глaсъ tнар0да, речE є3мY, бlжeно чрeво носи1 вшее тS, и3 сосцA ћже є3си2 ссaлъ. џнъ же речE, тёмже ќбw бlжeни слhшащіи сл0во б9іе, и3 хранsще є5.

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Исуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Исус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. (Лк.10:38-10:42)

АПОСТОЛ

​​

Къ є3фесewмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за ? , сlг.] Брaтіе, возмогaйте w4 гDэ, в8 держaвэ крёпости є3гw2. њблецётесz вовсS nрyжіz б9іz, ћко возмощи2 вaмъ стaти проти1ву к0знемъ діaвольскимъ, ћкw нёсть нa ша брaнь к8 кр0ви и3 пл0ти. но к8 начaлwмъ и3 ко вла стeмъ, и3 к8 миродержи1телемъ тмы2 вёка сегw2, к8 духо в0мъ ѕл0бэ под8нбcнымъ. сегw2 рaди возмёте всS nрy жіz б9іz, да возм0жете проти1витисz в8 дн7ь лю1тъ, и3 всS содёzвше стaти. стaнете ќбw препоsсани чреслA вaша и4стиною, и3 њб0лкшесz в8 бронS прaвды, и3 њбy вше н0зэ во ўгот0ваніе бlговэствовaніz мjра. надо всёми же воспріи1мше щи1тъ вёры, в8 нeмже воз8м0же те всS стрёлы лукaвагw раз8жeныz ўгаси1ти. и3 шлeмъ спасeніz воспріими1те, и3 мeчь д¦0вныи, є4же є4сть гlъ б9іи.

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф.5:8-12,17-19).

[к8 є3врewмъ. за?, ™к.] Брaтіе, и3мsше пeрваz ски1ніz њправдaніz слyжбы, с™0е же людск0е. ски1ніz бо со њруженA бhсть пeрваz, в8нeй же свэти1льникъ и3 трапeза и3 пред8ложeніе хлё бwвъ, ћже гlетсz с™az. по вторёй же завёсэ, ски1ніz гlемаz с™az с™hхъ, злaту и3мyщи кади1льницу, и3 ковчeгъ завёта њковaнъ всю1ду злaтомъ. в8нeмъ же стaмна златA и3мyщаz мaнну. и3 жeзлъ ґарHновъ про зsбшіи, и3 скрижaли завёта. превhше же є3S, херуви1 ми слaвы, њсэнsющіи nлтaрь. њ ни1хже нёсть нhнэ гlати п0дробну. си1мъ же тaкw ўстр0еномъ. в8 пeрвую ќбw ски1нію вhну в8хождaху сщ7eнницы слyжбы сове ршaюще. во вторyю же є3ди1ною в8 лёто є3ди1нъ ґрхієрeй, не бeскрове ю4же прин0ситъ за себE, и3 њ людски1хъ согрэшeніихъ.

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. (Евр.9:1-7)

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ПАРЕМИИ, ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

​​

Толкование на Евангелие на утрени

Августин Аврелий, блж. (†430) 

Ст. 13-32 И се, два от них беста идуща в тойже день в весь отстоящу стадий шестьдесят от Иерусалима, ейже имя Еммаус: и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся. И бысть беседующема има и совопрошающемася, и Сам Иисус приближився идяше с нима: очи же ею держастеся, да Его не познаета. Рече же к нима: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла; Отвещав же един, емуже имя Клеопа, рече к Нему: Ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не уведел еси бывших в нем во дни сия; И рече има: киих; Она же реста Ему: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми: како предаша Его архиерее и князи наши на осуждение смерти и распяша Его: мы же надеяхомся, яко Сей есть хотя избавити Израиля: но и над всеми сими, третий сей день есть днесь, отнелиже сия быша: но и жены некия от нас ужасиша ны, бывшыя рано у гроба: и не обретшя телесе Его, приидоша, глаголющя, яко и явление Ангел видеша, иже глаголют Его жива: и идоша нецыи от нас ко гробу и обретоша тако, якоже и жены реша: Самаго же не видеша.И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы: не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою; И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех писаний яже о Нем. И приближишася в весь, в нюже идяста: и Той творяшеся далечайше ити: и нуждаста Его, глаголюща: облязи с нама, яко к вечеру есть, и приклонился есть день. И вниде с нима облещи. И бысть яко возлеже с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има: онема же отверзостеся очи, и познаста Его: и Той невидимь бысть има. И рекоста к себе: не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писания

Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским

Для разумеющих важное поучение в нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути, и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на древе, так возмутились, что забыли Его учение, не ожидали воскресения, не понимали обетования. Мы, говорят, надеяхомся, яко сей есть хотя избавити израиля (Лк. 24, 21). Вы надеялись, ученики! теперь, значит, не надеетесь? Вот Христос живет, а надежда в вас мертва. Истинно Христос живет. Но живущий обретает сердца учеников мертвыми. Очам их Он и явился и не явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим, когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали. Очи ею, сказано, держастеся, да Его не познаста (Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но держастеся, да не познают.

Где же, братие, угодно было Господу быть познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте, восхотел Он быть познанным — для нас; ибо знал, что мы не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его плоть. Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь. — Они, когда потеряли веру, потеряли и надежду. Шли мертвые с живым, шли мертвые с самою жизнию. С ними шла жизнь, но в сердцах их не была обновлена жизнь. Хочешь ли же ты иметь жизнь? Поступи так, как поступили они, да познаешь Господа. Ученики приняли Его для угощения. Господь казался идущим в дальний путь, а они удержали Его, сказав Ему, когда дошли до своего места: облязи с нами, яко к вечеру есть, и преклонился есть день. Удержи и ты странника, если хочешь познать Спасителя. Что отнято неверием, возвращено гостеприимством. Господь убо явил Себя в преломлении хлеба. Научитесь же, где искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в нынешнем чтении, нежели неразумеющие.

Господь после того, как был познан, сокрылся. Отошел от них телом Тот, Кого они содержали верою. Так удалился Он телом и от всей церкви и вошел на небо, да созидается вера. Ибо, если ты знаешь только то, что видишь, то где вера? А если веруешь и тому, чего не видишь, то увидя возрадуешься. Да созидается вера, ибо возвратится видение. Придет то, чего не видим, придет, братие, придет: но смотри, каким тебя найдет. Придет то, о чем говорят: где оно, когда, как существует? когда будет, когда придет? Будь уверен, — придет, и придет, хотя бы ты не хотел того. Горе тем, кои не веровали, — тогда будет великий страх; но велика радость для тех, кои веровали. Возрадуются верные, постыдятся неверные. Верные скажут: благодарим Тебя, Господи; истинно то, что мы слышали, истинно, чему верили, на что надеялись и что зрим теперь. Но неверные скажут: где то, почему мы не верили? Где то, почему, что читали нам, почитали мы неправдою? Да восхвалятся убо те, кои не видят и веруют: ибо когда увидят, возрадуются. Для нашего спасения восприял Господь плоть, во плоти приял и смерть. Воскресши же в третий день, более не умирает: прияв паки существо плоти, первый показал нам пример нетленного воскресения. Потом, восшедши в той же плоти ко Отцу, сидит одесную Бога, имея общение властию в суде Отца, и мы чаем пришествия Его на суд живым и мертвым. Да веруем убо и о себе, что приимем от самой персти ту же плоть, те же кости, тоже, и навсегда, устройство членов. Все воскреснем, но не все возрадуемся. Яко грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28, 29).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 17-18 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

Господу, являющемуся в виде спутника, Клеопа делает упрек и говорит: «неужели Ты один из пришедших», то есть, неужели ты один из жителей Иерусалима не знаешь о случившемся? Иные, впрочем, слова: «из пришедших» («пришелец еси») понимали так: неужели ты один только пришлец и живешь вне Иерусалима, и так безучастен к происходящему в нем, что не знаешь о сем?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

Смотри же, какое очень малое еще имели они понятие о Господе. Они назвали Его мужем «пророком», как можно назвать Илию, Иисуса сына Навина или Моисея; «сильным в деле и слове»: прежде – дело, потом – слово. Ибо никакое слово учителя не твердо, если учитель прежде не представит себя исполнителем оного. Итак, будь прежде силен в деле, потом старайся иметь и слово. Тогда и Бог будет содействовать тебе. Ибо прежде – делание, а потом – созерцание и озарение. Если не вычистишь зеркала с трудом и потом, то не увидишь желаемой красоты. Ибо «блаженны чистые сердцем», а это достигается делами, «ибо они Бога узрят» (Мф.5,8), и это конец созерцанию. Нужно быть сильным в деле и слове «пред Богом», а потом пред «всеми людьми». Ибо прежде Богу нужно угождать, а потом стараться быть по возможности непорочным и пред людьми, и не должно ни человекоугодливость предпочитать богоугождению, ни жить на соблазн многих, но заботиться о том и другом, как и премудрый говорит: разумей добре пред Богом и людьми. И Павел говорит то же (2Кор.8,21).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 20-23 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

Как бы обманутые в своих надеждах, они говорят так: мы надеялись, что Он и других спасет, а вот Он и Себя не спас. Так они были малодушны и косны на веру! Их слова похожи на то, что говорили и находящиеся у креста: «других спасал, а Себя не может спасти» (Мк.15,31). Поэтому и Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании. Что значат слова: «избавить Израиля»? Мы говорили некогда, что народ иудейский и менее прочих основательные ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Поэтому и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников – римлян, а вот Он и Сам не избег несправедливого над Ним приговора.

«Уже третий день ныне,... и некоторые женщины из наших изумили нас» и прочее. Говорят так в состоянии недоумения. Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком не верили, ни слишком верили. Ибо слова: «мы надеялись, что Он избавит Израиля» обнаруживает неверие; а слова «уже третий день ныне» показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: «в третий день воскресну» (Мф.16:21,Мк.8:31, Лк.9,22, Лк.24:7). И слова: «изумили нас» обнаруживают нечто подобное же, то есть колебание их неверия. Рассматриваемые же в совокупности, слова эти поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение.

____
Толкование на Евангелие на Литургии

Ст. 12-13 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое!

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 14-15 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных.

Толкование на Евангелие от Луки

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325) 

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний

Премудро [было устроено так, что] исцеление скорченной [женщины] совпало с субботой, так как Творец, Законоположник и Исцелитель являет [этим], что исправление и преуспеяние каждого [человека] свершается в седьмеричном веке сем, а тот, кто в настоящей жизни не отвратился от порока и не омыл себя через покаяние от позорных пятен [греха], но соизмерял свою жизнь с похотями плоти, собирает для себя ожидающие его в будущем веке кары. Однако Бог Слово, понесший нас по [Своему] Человеколюбию и богоприлично свершающий дела этого Человеколюбия, исцелял тела и спасал, и через это приводил людей к боговедению и боголюбию: Он творил чудеса и в субботу, являя тем самым, что Он есть истинная и духовная Суббота. Ведь Он есть Расторгающий грех, Он – Умерщвление страстей, Источник добродетелей и Отдохновение подвизающихся. Ибо говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28); также: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим и возьмите иго Мое на себя (Мф 11:29). Если заповеди Христовы есть иго, то это благое [иго], и если послушание соответственно Евангелию есть бремя, то оно – лёгкое, поскольку заповеди Его нетяжки (1Ин 5:3).

И что говорят на это начальники синагоги, книжники, фарисеи и учители иудейского народа? – Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Уязвлённые недоброжелательством и ослеплённые завистью, они не ведают смысла законоположения о субботе; наоборот, творя зло, они отвергают закон и презирают Бога, представляя день субботний несовершенным и бесчестя его [своим] кажущимся почтением.

Закон разделил дни недели и шесть из них определил для телесного труда, а седьмой – для труда душевного. Ибо человек, однажды отстав от духовных дарований и покинув размышление о [вещах] Божественных, впал в похоть земных [вещей], посвятив себя суете телесного удовольствия. И для того, чтобы человек вследствие совершенной праздности не впал в чудовищные похоти и не предал себя целиком попечению о страстях, закон замкнул мысль его в течение шести дней [недели] на труде, [осуществляемом] посредством [ремёсел], дабы человек, усиленно утруждая себя ради питания и защиты тела, полностью воздерживался от пороков. Поскольку человек двойственен, состоя из души и тела, то [Бог] уделил субботний день для исцеления души, чтобы седьмой день был посвящён священным собраниям, божественным гимнам, святым песнопениям, чтениям [Писания] и всякому иному благому делу, [совершаемому нами] по отношению друг к другу, – [подобным образом] душа [духовно] насыщается, познаёт Благодетеля всего и сохраняет [в себе] на протяжении [следующих] трудовых будней память о том, что определено в законе.

Ибо если не позволено в субботу благотворить через деяния духовные ни самому себе, ни ближнему, то иудей не может в таком случае ни воспевать Бога, ни молиться, ни посвящать своё время чтению [Писания]; он также не может ни есть, ни пить, ни спать, ни стоять, ни двигаться, ни сидеть. Он может быть только привязанным к постели. Ибо из этих [перечис­лен­ных] дел одни суть дела веры, а другие – дела естества. Если они не совершаются, на что полезное тратить субботний день?

Впрочем, закон простирает милость в субботу и на скотов. И это опять же для отдохновения человека, ради которого произошло как всё другое, так и суббота. Ибо закон предписывает оказать подобающую помощь животному, которого в субботу подстерегает опасность, а если животное пребывает в здравии, давать ему [всё необходимое] для жизни.

Тот, кто делает это, соблюдает [тем самым] закон, объявляет о [своём] сочувствии закону и прославляет Законодателя. А разве тот, кто осуществляет в субботу исцеление человека и [содействует его] спасению, не изъясняет смысл закона, не снимает делами [своими] покров с тайны названия субботы и тем самым не отверзает ум для постижения духа закона? Разве он расторгает закон, оскверняет субботу и вводит противоположный закон? Посмотри, разве те, которые лицемерно относятся с уважением к закону, не мыслят противно закону и не говорят противоположное ему? Рассмотри, как порок зависти мешает иудеям познать истину и [заставляет их] противостоять ей. Ведь каждый из них должен был сам по себе понять внутреннее намерение закона, поскольку [Писание] гласит: Удивися разум Твой от мене (Пс 138:6).

Есть шесть дней, в которые должно делать. Есть шесть книг: Пятикнижие Моисеево и [книга] пророков. Их можно читать просто и блюсти их буквальный смысл. Прочитывая эти книги буквально и воспринимая их телесным образом, вы с удовольствием исцелите тела, но не исцелитесь душой в день субботний и мысль ваша не продвинется дальше буквального повествования. [Слово] суббота означает покой, и понимающий таинство субботы прекращает и заставляет бездействовать закон. [Ибо следует помнить, что] осуществляющий дела благодати приводит в бездействие дела закона, а любящий Новый Завет не исполняет [Завет] Ветхий. В шесть дней приходите исцеляться, а не в день субботний. – Изрекающий это [как бы] говорит: “Пребывайте в прообразе и не поспешайте к истине; покрывайте себя тенью и не устремляйте взор свой к свету; помышляйте о плоти и отложите попечение о душе; обратите всё внимание своё на букву и не исследуйте дух [Писа­ния]”. – Таков смысл речений начальника синагоги.

Субботний день есть завершение недели, ибо когда эта суббота прибавляется к предшествующим шести дням, то получается число семь. Название субботы означает покой, поскольку Бог в шесть дней создал всё, а на седьмой день почил от всех дел [Своих] (Быт 2:2). Суббота указывает [ещё] на будущий век: [именно] в субботу происходит удаление каждого [человека] от прожитой жизни. Ведь как день субботний, когда он наступает, дарует отдохновение от телесных усилий тем, кто тяжко трудился в предшествующие дни [недели], пробуждая их для божественных песнопений и толкований [Священного Писания], так и будущий век упокоевает тех, которые здесь подвизались ради добродетели и, удостоившись наград, отправились в ту жизнь с духовными припасами. [Можно ещё сказать, что] седьмой день, взятый в своей единичности, намекает на девство и эскизно набрасывает начертание ангельской жизни, провозглашая готовность к нескончаемому веку, ибо в воскресении все пребывают, как Ангелы (Мф 22:30). [Далее], субботний день как седьмой [день недели] являет седьмиричное действие даров Духа. Как этот седьмой день упокоевает телесные труды и побуждает истинных блюстителей закона к духовным способам [молитвы] и к песнопениям, так и Евангельский закон двояким образом побуждает подвижников благочестия: он, с одной стороны, дарует успокоение страстей, умерщвляя и порабощая плоть, а, с другой стороны, укрепляет душу для преуспеяния в добродетелях, усиливая также ум, чтобы держать в его власти плотские похотения. Именно поэтому Христос большинство [Своих] чудес (и наиболее великие из них) совершал в субботу, внушая иудеям посредством этого дня [высшее] ведение, чтобы увести ум их от дебелого помышления, обратив его к [вещам] духовным.

Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 14-15 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 16-17 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Поэтому не только он, но и все прочие, «противившиеся Иисусу, стыдились» при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а «народ радовался о... делах Его». Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался.

Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болеет восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век (книга 2, глава 1) скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 38-42 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Исуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Исус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё

Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо - внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, - говорит, - существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, - говорит, - Марфа, ты заботишься и печешься о многом, то есть развлекаешься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств. - Иные слова «одно только нужно» разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению. - Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией - созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария - значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб. - Обрати внимание и на слова: «села у ног Исуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Исусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Исуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова. - Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа. - Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.

____
Толкование на Апостол

Ефрем Сирин, прп. (†373) 

Ст. 1-14 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»

Будьте подражателями Бога, очевидно в милосердии. Ведь всякий человек блудник и нечист и корыстолюбец, - который хвастливо говорит: я не чту идолов, - уже есть идолослужитель. И как идолослужитель, так и такой человек не имеет наследия в царстве Христовом; ибо одно только (доброе дело) не может спасти его без причастия прочих, соединенных с ним, добродетелей. Никто вас да не обольщает пустыми словами, утверждая, что не судятся и не наказуются похоть и корыстолюбие, ибо ради этого пришел гнев Божий на современников Ноя (потоп) и Лота (гибель Содома и Гоморры). Итак, не бывайте соучастниками их дел, дабы не сделаться вам сообщниками и в наказаниях. И если в то время, когда вы были тьмою, вы совершали дела их, то ныне надлежит вам отрешиться от них, поелику вы свет в Господе. Итак теперь, как чада света, плоды света творите, каковы суть правда и истина. И не сообщайтесь с делами тьмы, то есть с теми людьми, кои совершают дела тьмы, поелику не имеют они плодов благого обетования; но когда увидите вздымание дел их, то все более и более обличайте тех, кои ведут такую жизнь. Ведь скрытно совершаемое ими, то есть грехи их, кои они совершают, таковы, что стыдно и говорить о них. А все, что от света, бывает то есть от сынов света, обличается, - и таким образом становится явным, потому что был такой свет чрез сынов света, кои изобличили это. Именем света может быть называет добрые дела, а именем тьмы - дела дурные. И хотя дурные дела совершаются иногда днем, а дела добрые - ночью, однако Апостол сказал, что такого рода дела света совершаются во свете, а участники зла совершают всякое зло во тьме. Посему сказано: проснись, спящий, и возстань из мертвых, - и осветит тебя Христос. Это означает: восстань от сна греха и воскресни от мертвых, то есть от смертных дел, - и Христос осветит тебя ради добрых и прекрасных дел (твоих).

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407) 

Ст. 7-10 итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу

«Итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе». Смотри, как мудро сделал увещание, – сперва Христом, т. е. любите друг друга, и никого не обижайте; потом опять – наказанием и геенной. «Вы были некогда тьма», – говорит, – «а теперь – свет в Господе». Это же говорит и в послании к Римлянам: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (6:21)? И напоминает им прежние пороки, – то есть: размыслите, говорит, что некогда вы были, и что теперь; не обращайтесь к прежнему нечестию, и не пренебрегайте Божьей благодатью. «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе». Не за вашу, говорит, добродетель, но по благодати Божьей это с вами произошло, – то есть: и вы некогда были того достойны, но более уже нет. Потому «поступайте, как чада света» (ст. 8). А что значит: «чада света», – он объясняет, непосредственно за этим прибавляя: «потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно» Господу (ст. 9, 10). «Во всякой», – говорит, «благости»: это против гневливых и жестоких. «И праведности»: это против любостяжательных. «И истине»: это против ложного удовольствия. Не о том, говорит, заботьтесь, о чем я сказал [сказал ранее, т.е. о гневе, стяжании и сексуальной распущенности], но о противоположном. «Во всякой», – то есть, плод духовный должен обнаруживаться во всем. «Испытывайте, что благоугодно» Господу. Следовательно то свойственно детскому и несовершенному разумению.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420) 

потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине

Сам Христос называется благостью, истиною и праведностью. Благостью потому, что Он не по делам, а по милосердию подает благодать верующим; а правдою - так как Он каждому воздает то, что он заслуживает; наконец, истиною - потому что только Он знает причины всех творений и вещей.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407) 

Ст. 11-13 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть

Сказал, что вы – свет; свет же открывает все то, что бывает во тьме; так что, если вы, говорит, будете добродетельны и достойны удивления, – нечестивые не будут иметь возможности таиться. Подобно тому, как в то время, когда стоит светильник, освещаются все, и разбойник не может приблизиться, так, при сиянии света от вас, обличаемые нечестивцы будут поражены. Следовательно, должно изобличать. Но каким же образом говорит (Христос): «Не судите, да не судимы будете» (Μф. 7:1)? Обличать, сказал (апостол), т. е. вразумлять, а не осуждать. И, кроме того: «Не судите, да не судимы будете» – сказано о самых незначительных грехах. Сообразно с этим и присовокупил (Христос): «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (ст. 3). А слова (апостола) означают следующее: как рана телесная до того времени, пока таится, будучи прикрыта снаружи, и пока углубляется далее, не пользуется никаким лечением, так и грех, доколь скрывается как бы во мраке, до тех пор продолжает действовать весьма смело; но как скоро будет обнаружен, – делается светом; не самый грех, – как это возможно? – но тот, кто сделал его. Если он будет выведен на средину (собрания), если будет вразумлен, если покается, если получит отпущение, то не разогнал ли ты тьмы его? Не исцелил ли тогда его раны? Не вызвал ли плод вместо бесплодия? Или это он говорит, или то, что ваша жизнь, будучи открытой, есть свет, – потому что никто не скрывает безукоризненной жизни все же то, что скрывается, скрывается потому, что помрачено.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420) 

и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте

И в Послании к Галатам апостол говорит о плодах по отношению к духу, а о делах - по отношению к плоти, говоря так: Дела плоти явно известны, это суть блудодеяние (Гал. 5:19) и прочее, а плод духа есть любовь, радость, мир (Гал. 5:22) и прочее. Затем, в настоящем месте он назвал дела тьмы бесплодными, совершающие их соединяются в одно общество.

Иметь возможность обличать согрешающих является величайшей свободой. Но это может делать только тот, кто не заслуживает слов: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6:42). Поэтому-то пророки, не оскверненные никакой мерзостью грехов и не имевшие запятнанной совести, могли обличать других, впадающих в грехи. Поэтому должно заметить, что обличать может лишь тот, кто сам не обличается в себе самом.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Нил Синайский, прп. (†430) 

и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте

«Не приобщайтеся к делом неплодным тмы», – говорит Апостол (Еф. 5:11). Какой плод имели вы от оброков духовной смерти, которых стыдитесь ныне? Ибо действительно бесплодны дела лукавые и всякий темный поступок. Но как скоро душа бывает в состоянии отрезвиться и прийти в самосознание, чувствует она смущение и стыдится грехов, учиненных в упоении пороком, и находить просвет целомудрия.

Ефрем Сирин, прп. (†373) 

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное

И первый завет конечно имел некоторые законы, служившие к достижению правды, тем, что требовал смертной казни за грех. Но это (новозаветное) освящение, то есть закон, освящающий нас посредством воды, не преходящ, как тот (ветхозаветный), но во век пребывает, заменив собою и отвергши ветхий закон посредством благовествованного чрез Иеремию Нового Завета.

Иоанн Златоуст, свт. (†407) 

Ст. 1-5 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

Доказав со стороны священника, священства и завета, что (ветхий завет) должен был окончиться, (апостол) теперь доказывает то же со стороны самого устройства скинии. Каким образом? Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все совершилось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом – святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: «открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10:20). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто «первый«? Завет. «Имел постановление о Богослужении». Что значит: «постановление о Богослужении»? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, – и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: «имел», говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). «Святое же людское» («Святилище земное»). «Людским» называет его потому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским (κοσμικόν, мирским); иудеи же не были мирскими. «Скиния первая, – говорит, – в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов». Это – мирские знаки. «За второю же завесою, – следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), – была скиния, называемая Святое святых». Смотри, как он называет то и другое скинией, потому что она как бы шатром осеняла находившееся там. «Имевшая золотую кадильницу, – говорит, – и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Все эти вещи были священны и служили ясными памятниками иудейской неблагодарности.

«И скрижали завета, – Моисей разбил их, – и манну»: когда (иудеи) роптали, тогда (Моисей) и повелел, на память потомкам, положить её в золотую стамну. «Жезл Ааронов расцветший», – потому что они возмутились; иудеи были неблагодарны, непрестанно получая благодеяния, забывали их, потому, по повелению законодателя, всё это было положено в золотой ковчег, чтобы передать памяти потомков. «А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище». Что значит: «херувимы славы»? Значит – или славные, или подчиненные Богу. Хорошо также он указывает, что они находились выше, выражая, что есть предметы выше тех вещей. «О чем, – говорит, – не нужно теперь говорить подробно». Здесь он намекает, что всё это были не одни только видимые вещи, но и знаки чего-то другого. «О чем, – говорит, – не нужно теперь говорить подробно» – может быть, потому, что это требует продолжительного объяснения.

Толкование на послание к Евреям

Феодорит Кирский, блж. (†457) 

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
 

Так назвал Апостол заповеди, поколику исполнение их почиталось служением Божиим. Так говорит и блаженный Давид: «оправданием Твоим научи мя» (Пс.118:124), и Сам Законодатель: «сия... суды и оправдания, елика глагола Господь сыном Израилевым» (Втор.4:45). Но Апостол прежде всего рассуждает о скинии
«Святое же людское (святилище земное)» (κοσμικόv). Так назвал скинию, представляющую образ всего мира. Ибо среднею завесою разделялась на две части, и одна часть называлась Святое, а другая – Святое Святых. И Святое уподоблялось житию на земли, а Святое Святых – пребыванию на небесах. Самая же завеса заменяла собою твердь. Ибо Божественное Писание научило нас, что два неба, из которых первое создал Бог с землею, а второе сотворил во второй день, сказав: «Да будет твердь посреде воды» (Быт.1:6), и потом присовокупило: «И нарече Бог твердь небо» (Быт.1:8). Так и блаженный Давид говорит: «Небо небесе Господеви» (Пс.113:24). Это небо для нас – кровля дома, а для невидимых сил заменяет нижний помост. Посему как оно отделяет дольнее от горнего, так завеса, распростертая посреди скинии, отделяла от Святого Святое Святых.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

За второю же завесою была скиния, называемая Святое святых

Видишь ли, что была первая завеса, которую Писание называет покрывалом, так как оно свертывалось и стягивалось, - эта завеса отделяла двор, в который входили все вообще, на котором и приносили жертвы на медном жертвеннике, от скинии, которая доступна была священникам, ежедневно совершавшим службы. Далее, как ты прошел эту завесу, была еще другая завеса, и за ней скиния, глаголемая Святая Святых, в которую никто другой не входил, кроме одного только первосвященника, но и он однажды в год. Везде же он все называет скинией, потому что в ней обитает Бог.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

А над ним

То есть над ковчегом.

Херувимы славы (Исх. 25:18-20)

Славные, или подчиненные Богу; но служившие для славы Его. И это выставляет нарочито с той целью, чтобы показать превосходство того, что у нас.

Осеняющие очистилище

Очистилищем назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это - что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил.

О чем не нужно теперь говорить подробно

Здесь показывает, что все это было не только видимое, но и служило знаком чего-то другого, изъяснение чего требует слишком много времени.

Иоанн Златоуст, свт. (†407) 

Ст. 6-10 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

«При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение». Т.е., хотя это и было, но иудеи не участвовали в этом, потому что не видели этого; следовательно, было не столько для них, сколько для тех, для кого служило прообразом. «А во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». Видишь ли самые прообразы, здесь уже предложенные? Чтобы не сказали: как может быть одна жертва, как первосвященник (Христос) однажды принес её? – (апостол) показывает, что так было издревле: святейшая и страшная (жертва) была одна. Так-то (иудеи) были приготовляемы издревле: и тогда, говорит, архиерей приносил жертву однажды. Хорошо также сказано: «не без крови»; не без крови, хотя и не такой крови (как ныне), потому что и служение было не таково. Это означало, что настанет (жертва), которая не будет истребляться огнём, но более обнаруживаться кровью. Так как под жертвою (апостол) разумеет крест, при котором не было ни огня, ни дров, и который не был приносим много раз, но однажды принесён (обагренный) кровью, то показывает, что и ветхозаветная жертва была такова же и приносилась однажды с кровью. «Которую приносит, – говорит, – за себя и за грехи неведения народа». Смотри, не сказал: о грехах, но: «грехи неведения народа», чтобы они не высокомудрствовали: хотя бы, говорит, ты согрешил невольно, но и при нежелании своём ты допустил неведение, и потому никто не может быть чистым. Везде он прибавляет: «за себя», выражая, что Христос – первосвященник, гораздо высший иудейского. Действительно, если Он был непричастен грехам нашим, то как Он мог принести жертву за Себя? Для чего же, спросишь, (апостол) и сказал это? Для указания на высшее. Доселе не было рассуждения; а далее он рассуждает и говорит: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния». Для того, говорит, это было так устроено, чтобы мы знали, что святое святых, т.е. небо, ещё недоступно. Впрочем, на том основании, что мы не входим в него, мы не должны думать, будто его нет; мы не могли входить и во святое святых. «Она есть, – говорит, – образ настоящего времени».

Какое время он называет наступающим? Время прежде пришествия Христова; а время после пришествия Христова уже не есть наступающее. Как в самом деле оно может быть наступающим, когда оно уже наступило и оканчивается? И еще нечто другое он выражает здесь: «она есть, – говорит, – образ настоящего времени», т.е. было прообразом. «В которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего». Видишь ли, как ясно он показал здесь, что значит: «закон ничего не довел до совершенства», и: «если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» Как? «По совести» («в совести»). Жертвы не очищали души, но касались только тела: они были по «закону заповеди плотской». Подлинно, они не могли очистить ни прелюбодеяния, ни убийства, ни святотатства. Вот (заповедано было): это ешь, а этого не ешь, – хотя все это безразлично. «И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами». Это, говорит, пей; хотя о питии ничего не было заповедано, но (апостол) сказал так для выражения маловажности этих предметов: «и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Вот в чём состоит оправдание плотское. Здесь он отвергает жертвоприношения, показывая, что они не имели никакой силы и что они существовали только «до времени исправления», т.е, оставались до времени, которое исправляет всё.

Толкование на послание к Евреям

Феодорит Кирский, блж. (†457) 

ст.6-8 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния 

Святое Святых, говорит Апостол, для многих было недоступно, потому что имело еще силу служение подзаконное. Надлежит же знать, что поскольку по Божию повелению так сие делалось, то божественный Апостол сказал, что явил сие Дух Святой, показывая тем достоинство Духа.

____

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat