МЦCА НОZБРZ @ ВЪ З&I ДН&Ь Недёлz, к7є z по н7 це. Глaсъ, }. [Пл]
И$же во с™hхъ nц7а нaшегw григ0ріz чюдотв0рца [ѕ7] є3пcкпа неwкесарjйскагw. ӳПрпdбнагw nц7A нaшегw ни1кона чудотв0рца, ўченикA с™aгw прпdбнагw сeргіz.
Прпdбнагw nц7A нaшегw лaзарz и3конопи1сца.
Свт. Григо́рия Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266–270)
прп. Ни́кона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426)
Мчч. Аци́скла и Викто́рии Кордуви́йских (IV)
прп. Ла́заря иконописца, иеромонаха (ок. 857)
мч. Гобро́на, во Святом Крещении Михаи́ла, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.)
прп. Севастиана Дже́ксонского, архимандрита (1940) (Серб.)

Святитель Григорий родился в г. Неокесарии (север Малой Азии). В юности он учился в Александрии у знаменитого учителя, пресвитера Оригена. Вернувшись в Неокесарию, Григорий удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и дары прозорливости и пророчества. Епископ Федим из каппадокийского города Амасии, узнав о св. Григории, решил поставить его епископом в Неокесарии. Перед хиротонией святой Григорий усиленно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого, как достойно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему Иоанн Богослов. На этом великом Божественном Откровении было основано учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.
Скончался около 266–270 г.
__________________
Осн. источником жизнеописания Г. Ч. является его «Похвальное слово в честь Оригена» (или «Благодарственная речь Оригену»), произнесённое в Кесарии Палестинской по окончании обучения в школе Оригена. Г. Ч. происходил из богатой языческой семьи; был направлен в Берит (Бейрут) и Афины для изучения права. В Кесарии Палестинской вошёл в число учеников Оригена, у которого обучался, по разным данным, от 5 до 8 лет; там же принял крещение (по сообщению Иеронима Блаженного, Г. Ч. первоначально носил имя Феодор). По возвращении в Неокесарию Г. Ч. избрал отшельничество, однако был заочно хиротонисан еп. Федимом Амасийским в епископа Неокесарийского (ок. 245), после чего был вынужден принять кафедру. В период гонений на христиан при рим. имп. Деции (249–251) высказывался за предпочтительное сохранение веры в изгнании, нежели за свидетельство о ней под пытками. Участвовал в Антиохийском соборе 264; полемизировал с христологич. и триадологич. учением еп. Антиохийского Павла Самосатского (260–272; окончательно осуждён на Антиохийском соборе 268), представлявшим синтез адопцианства и динамического монархианства.
«Каноническое послание» Г. Ч., написанное в связи с гибелью в войне против готов имп. Деция (251), рассматривает преим. этич. вопросы отношения к тем из понтийской паствы, кто в сложной внутри- и внешнеполитич. ситуации совершил неподобающее христианину. Ключевым для соч. «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога» является рассмотрение вопроса о том, как согласуется представление о бесстрастном Боге с Его снисхождением до страданий и смерти. Особое место среди сочинений Г. Ч. занимает «Изложение веры» – тайноводственное исповедание о Св. Троице, согласно преданию, открытое ему в видении накануне епископского поставления Пресвятой Богородицей и ап. Иоанном Богословом. Для Г. Ч. Отец, Сын, Св. Дух – суть «Троица совершенная… неразделяемая и неотчуждаемая», Она не имеет ничего рабского, привнесённого впоследствии как чуждое Ей, прежде не существовавшее. Выражая исповедание единства Божества, Г. Ч. прилагает наименование «единый» ко всем Лицам Св. Троицы, ибо не было времени, когда бы Отец был без Сына, Сын – без Св. Духа, благодаря чему одновременно утверждается как единство Божества, так и различие ипостасей. Т. о., для Г. Ч. Св. Троица непреложна, неизменна, всегда тождественна Самой Себе. Важной отличит. особенностью триадологии и христологии Г. Ч. является также стремление подчеркнуть равночестность Отца и Сына: Отца – «совершенного Родителя Совершенного, Отца Сына единородного» и Сына – «Премудрости и Силы Самого Отца», «Единородного и Перворожденного Слова Отца», которого «Сам Отец соделал единым с Собой». Богословие Г. Ч. оказало существенное влияние на богословие каппадокийских отцов; наиболее яркие выражения «Исповедания веры» Г. Ч. утвердились в догматич. воззрениях Василия Великого, Григория Богослова и др. святителей.
ЕВАНГЕЛИЕ НА УТРЕНИ
| Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
t мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, o7а.] В0 времz џно, воскRсъ ї©ъ за ќтра, в8 пeрвую суб0ту, kви1сz прeжде мaріи магдалhни, и3з8 неs же и3з8гнA сeдмь бэс0въ. nнa же шeдши, воз8вэсти2 с8 ни1мъ бhв шимъ, плaчущимсz и3 рыдaющимъ. и3 nни2 слhшавше, ћкw жи1въ є4сть, и3 ви1дэнъ бhсть t неS, не ћша вёры. по си1хъ же двэмA t ни1хъ грzдyщема, kви1сz и3нёмъ џбразомъ, и3дyщема на село2. и3 тA шeдша воз8 вэсти1ста пр0чимъ, и3 ни тёма вёры ћша. послэди1 же воз8лежaщемъ и4мъ, є3ди1ному нaдесzте, kви1сz, и3 по носи2 невёрьствію и4хъ, и3 жестосeрдію, ћкw ви1дэвшим8 є3гw2 востaвша, не ћша вёры. и3 речE и4мъ, шeдше в8 ми1ръ вeсь, проповёдите є3ђaліе всeй твaри. и4же вёру и3мeтъ и3 крести1тсz, спасeнъ бyдетъ. ґ и4же не и4метъ вёры, њсуждeнъ бyдетъ. знaменіz же вёровавшимъ, сіS послёдуютъ. и4менемъ мои1мъ бёсы и3жденyтъ. љзhки воз8гlютъ н0вы. ѕміS в0з8мутъ. ѓще и3 что2 смeртнw и3спію1тъ, невреди1тъ и4хъ. на недyжныz рyки воз8ложaтъ, и3 здрaви бyдутъ. гDь же ќбw по глаг0ла ніи є3гw2 к8 ни1мъ, воз8несeсz нa нб7о, и3 сёде њдеснyюбGа. nни1же и3з8шeдше, проповёдаша всю1ду. гDу поспё шьствующу, и3 сл0во ўтвержaющу, послёдствующими знaменьми, ґми1нь. | Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк.16:9-20). |
ЕВАНГЕЛИЕ НА ЛИТУРГИИ
| Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, н7г.] В0 времz џно, зак0нникъ нёкіи приступи2 ко ї©у, и3скушaz є3гw2 и3 гlz, ўчи1телю что2 сотвори1въ жив0тъ вёчныи наслёдую; џнъ же речE к8 немY, в8 зак0нэ что2 пи1сано є4сть, кaкw чтeши; џнъ же tвэщaвъ речE, воз8лю1биши гDа бGа твоегw2 t всегw2 с®ца твоегw2, и3 t всеS дш7и твоеS, и3 всeю крёпостію твоeю, и3 всёмъ по мышлeніемъ твои1мъ, и3 бли1жнzгw своегw2 ћкw сaмъ себE. речe же є3мY, прaвw tвэщA, сE сотвори2, и3 жи1въ бyдеши. џнъ же хотS њправди1тисz сaмъ, речE ко ї©у, и3 кт0 є4сть бли1жніи м0й; tвэщaвъ же ї©ъ, речE, чlкъ нёкіи с8хождaше t їєrли1ма во їєрих0нъ, и3 в8 разб0й ники в8падE. и4же совлeкше є3гw2, и3 ћзвы воз8л0жьше tи3д0ша, њстaвльше є4ле жи1ва сyща. по слyчаю же, сщ7eнникъ нёкіи с8хождaше путeмъ тёмъ, и3 ви1дэвъ є3гw2 ми1мw и4де. тaкожде же и3 леви1тъ бhвъ на т0мъ мёстэ, пришeдъ и3 ви1дэвъ, ми1мw и4де. самарzни1нъ же нёкто грzдhи, пріи1де над8 него2, и3 ви1дэвъ є3гw2, млrдова. и3 пристyпль, њбzзA стрyпы є3гw2, возливaz мaсло и3 вино2. в8сади1въ же є3гw2 на св0й ск0тъ, приведE є3гw2 в8 гости1нницу, и3 прилэжA є3мY. и3 наyтріz и3зшeдъ, и3зeмъ двA срeбреника, дaстъ гости1ннику, и3 речE є3мY, прилэжи2 њ нeмъ, и3 є4же ѓще пріиждивeши, ѓзъ є3гдA воз8вращyсz воз8дaмъ ти. кто2 ќбw t тёхъ тріeхъ, бли1жніи мни1тътисz бhти, в8пaдшему в8 раз б0йники; џнъ же речE, сотвори1выи млcть с8 ни1мъ. речe же є3мY ї©ъ, и3ди2 и3 ты2 твори2 тaкожде. | И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой (Лк.10:25-31,33-38). |
Cлужба Григорию Чудотворцу [є3ђaліе, t матfez. за?, lд, tполY.] В0времz џно, призвA ї©ъ џба нaдесzте ўченикA своS, дaстъ и4мъ влaсть на дусёхъ нечи1стыхъ, ћкw да и3зг0 нzтъ и4хъ, и3 цэли1ти всsкъ недyгъ и3 всsку болёзнь. СіS џба нaдесzте послA ї©ъ, заповёда и4мъ, гlz, на пyть kзhкъ не и3ди1те, и3 в0 градъ самарsнскіи невни1 дите. и3ди1те же пaче ко nвцaмъ поги1бшимъ д0му ї}лева. ходsще же проповёдуйте гlюще, ћкw прибли1 жисz цrтвіе нбcное. болsщіz и3сцэлsйте, прокажeн ныz њчищaйте, мeртвыz воскрешaйте, бёсы и3зго нsйте. тyне пріsсте, тyне дади1те. | Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Исус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. (Лк.10:16-22). |
Cлужба Преподобному Никону є3ђaліе, t матfez. за?, ‹.] В0 времz џно, по ї©э и3д0ша нар0ди мн0зи t гали лeи, и3 десzти2 грaдъ, и3 t їєrли 1 ма, и3 їюдeи, и3 со џного п0лу їwрдaна. ўзрёвъ же нар0ды, взhде нa гору. и3 сёдшу є3мY, приступи1 ша к8 немY ўченицы2 є3гw2. и3 tвeрзъ ўстA своS, ўчaше и 4 хъ гlz. бlжeни ни 1щіи д¦омъ, ћкw тёхъ є 4 сть цrтвіе нб c ное. бlжeни плaчю щіи, ћкw тjи ўтёшатсz. бlжeни кр0тцыи, ћкw тjи наслёдzтъ зeмлю. бlжeни ѓлчущіи и3 жaждущіи прa вды, ћкw тjи насhтzтсz. бlжeни мл cтивіи, ћкw тjи поми 1 ловани бyдутъ. бlжeни чи 1стіи с®цемъ, ћкw тjи бGа ќзрzтъ. бlжeни миротв0рцы, ћкw тjи сhнове б9іи нарекyтсz. бlжeни и3з 8 гнaни прaвды рaди, ћкw тёхъ є 4 сть цrтвіе нб c ное. бlжeни є3стE є3гдA пон0сzтъ вaмъ, и3 и3з 8 жденyтъ, и3 рекyтъ всsкъ ѕ0лъ глаг0лъ на вы2 лжyще, менE рaди. рaдуйтесz и3 весели 1 тесz, ћкw мздA вaша мн0га нa нб7сэхъ. | И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (Мф.4:25).Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф.5:1-12). |
АПОСТОЛ
Къ є3фесewмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, ск7д]Брaтіе, молю1 вы ѓзъ ќзникъ w4 гDэ, дост0йно ходи1ти звaнію, в8 нeже звaни бhсте, со всsкимъ смиреномyд ріемъ и3 кр0тостію. с8 долготерпёніемъ, терпsще дрyгъ дрyга люб0вію. тщaщесz блюсти2 є3динeніе д¦а, в8 соyзэ мjра. є3ди1но тёло, и3 є3ди1нъ д¦ъ, ћкоже и3 звaни бhсте во є3ди1номъ ўповaніи звaніz вaшегw. є3ди1нъ гDь, є3ди1 на вёра, є3ди1но кRщeніе. є3ди1нъ бGъ и3 nц7ъ всёмъ, и4же надовсёми, и3 њ всёхъ и3 во всёхъ нaсъ. | Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф.4:1-2,4-6). |
Cлужба Григорию Чудотворцу [къ кори1нfомъ. за?, рн7а.] Брaтіе, комyждо даeтсz kвлeніе д¦а на п0льзу. џво му бо д¦омъ даeтсz сл0во премyдрости. и3н0му же сл0 во рaзума, њ т0мже д©э. друг0му же вёра, тёмжед¦омъ. и3н0му же даровaніz и3сцэлeніемъ, њ т0мже д©э. друг0му же дёйствіz си1ламъ. и3н0му же прор0че ство. друг0му же раз8суждeніz д¦ов0мъ. и3н0му же р0ди kзhкомъ. друг0му же сказaніz kзhкомъ. всs же сіS дёйствуетъ є3ди1ныи т0йжде д¦ъ, раздэлsz влaстію коемyждо ћкоже х0щетъ. | Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:7-11). |
Cлужба Преподобному Никону [къ галaтwмъ. за?, сGi.] Брaтіе, пл0дъ д¦0вныи є4сть, любы2, рaдость, мjръ, долготерпёніе, бlгость, млrдіе, вёра, кр0тость, возде ржaніе, на таковhхъ нёсть зак0на. ґ и4же хrтY ї©у пл0ть распsша, со страстьми2 и3 похотьми2. ѓще живeм8 д¦омъ, д¦ови и3 прилагaемсz. небывaемъ тщеслaвни, дрyгъ дрyга раздражaюще, дрyгъ дрyгу зави1дzще; брa тіе ѓще и3 прeжде чlкъ в8падeтъ в 8 нёкое прегрэшeніе, вы2 д¦0вніи и3справлsйте таковaгw д¦омъ кр0тости.блюдhи себE, да не и3 ты2 и3скушeнъ бyдеши. дрyгъ дрy гу тzготы2 носи1те, и3 тaкw и3сп0лните зак0нъ хrт0въ. | Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал.5:22-26). Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал.6:1). |
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ПАРЕМИИ, ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Толкование на Евангелие на утрени
Иустин Философ, мч. (†165)
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари
Из Иерусалима вышли в мир мужи, числом двенадцать, и притом простецы. Не умели они говорить, но благодаря силе Божией возвестили Евангелие всему человеческому роду.
Апология
Августин Аврелий, блж. (†430)
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари
Не только апостолам сказано: И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8), поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Однако кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, которая, в то время как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века?
Послания
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 15-20 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет. «Кто будет веровать», и не довольно сего, но - и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще. Верующих, - говорит, - будут сопровождать знамения - изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных (Лк. 10: 19). Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения. О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь.
____
Толкование на Евангелие на Литургии
Свт. Андрей Критский
Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша.
Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 1.
Свт. Филарет (Дроздов)
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым
Иерусалим, город мира, есть образ благодатнаго царствия Божия. Иерихон, город роз, есть образ мира с его прелестями. Человек, который схождаше от Иерусалима во Иерихон, был праотец Адам, когда он неосторожно нисходил своими помыслами от духовных красот царствия Божия к прелестям чувственнаго мира. Разбойники суть духи злобы и лукавства, которые обнажили человека от одежды чистоты и света, и его дотоле здравое и несмертное существо покрыли язвами греха и тления. Священник и левит, которые видели раненаго и полумертваго, но не помогли ему, означают то, что ветхий закон и жертвы бедственное состояние человека грешника представляли только видимым и ожидающим помощи, но не изцеляли его. Милосердователь, по выражению церковных песней, не от Самарии, но от Марии возсиявший, есть Христос. Он возливает на душевныя раны человека грешника елей милости, утешения, прощения и вино благодатной силы животворной, радостотворной, укрепляющей, и как обязанием, совершенно покрывает оныя Своею добродетелию, Своею крестною заслугою. Гостинница, в которой продолжается и совершается изцеление от ран греховных, есть Церковь. Гостинник есть образ служителей Христовых. Два сребреника, для продолжения врачевания и питания врачуемаго, суть два Завета Божественных Писаний, которыя благоразумно употребляющим неоскудное приращение сокровища премудрости и благодати готов подавать Милосердователь Христос.
Беседа в день тезоименитства Императора Николая Павловича. 1852 г.
Прп. Макарий Великий
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым
В тот день, когда пал Адам, пришел Бог и ходя в раю и увидев Адама, пожалел, так сказать, и изрек: „При таких благах, какое избрал ты зло! После такой славы, какой несешь на себе стыд! Почему теперь так омрачен ты, так безобразен, так бренен? После такого света, какая тьма покрыла тебя!“ Когда пал Адам и умер для Бога, сожалел о нем Творец; Ангелы, все Силы, небеса, земля, все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что данный им в царя стал рабом сопротивной и лукавой силы. Итак тьмою, тьмою горькою, и лукавою облек он душу свою, потому что воцарился над ним князь тьмы. Он-то и был тот изъязвленный разбойниками и ставший полумертвым, когда проходил из Иерусалима в Иерихон.
Собрание рукописей типа II. Беседа 30.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 29-37 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Законник, получив похвалу от Спасителя, выказал высокомерие. Он сказал: а кто ближний мой? Он думал, что он праведен и не имеет подобного себе и близкого по добродетели; ибо полагал, что праведнику ближний есть только праведный же. Итак, желая оправдать себя и возвыситься пред всеми людьми, он с гордостью говорит: а кто ближний мой? Но Спаситель, поскольку Он Творец и во всех видит одно создание, определяет ближнего не делами, не достоинствами, но природой. Не думай, - говорит, - что поскольку ты праведен, то и нет тебе никого подобного. Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои. Итак, и ты сам будь ближним их не по месту, но по расположению к ним и заботливости о них. Для того и привожу Я тебе в пример самарянина, чтобы тебе показать, что хотя он различался по жизни, однако ж, стал ближним для нуждавшегося в милости. Так и ты проявляй себя ближним чрез сострадание и поспешай на помощь по собственному признанию. Итак, этой притчей мы научаемся быть готовыми к милосердию и стараться быть ближними для тех, кои нуждаются в нашей помощи. Познаем и благость Божию в отношении к человеку. Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает «видение мира». Куда же шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жара, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал Он «сошел», но «шел». Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. «И попался разбойникам», то есть попался бесам. Кто не сойдет с высоты ума, тот не попадется бесам. Они, разоблачив человека и сняв с него одежды добродетели, нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом и наносят раны грехами. Природу человеческую они оставили «едва живым» или потому, что душа бессмертна, а тело смертно, и таким образом подчинена смерти половина человека, - или потому, что природа человеческая не совсем была отвержена, а надеялась получить спасение во Христе, и таким образом была не совершенно мертвой. Но как чрез преступление Адама смерть вошла в мир, так чрез оправдание во Христе смерть имела быть упраздненной (Рим. 5, 16-17). Под священником и левитом разумей, пожалуй, Закон и пророков. Ибо они желали оправдать человека, но не могли. «Невозможно, - говорит апостол Павел, - чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10, 4). Они сжалились над человеком и размышляли: как бы исцелить его, но, побежденные силой ран, опять удалились назад. Ибо это значит (пройти мимо). Закон пришел и остановился над лежащим, но потом, не имея силы уврачевать, отступил. Это и означает «прошел мимо». - Смотри: слово «по случаю» имеет некоторый смысл. Ибо Закон, действительно, дан не по особой какой-то причине, но по причине слабости человеческой (Гал. 3, 19), не могшей сначала принять Христова таинства. Поэтому и говорится, что священник, то есть Закон, пришел уврачевать человека не нарочито, но «по случаю», что мы обыкновенно называем случайностью. Но Господь и Бог наш, ставший за нас клятвою (Гал. 3, 13) и названный Самарянином (Ин. 8, 48), пришел к нам, совершая путь, то есть предлогом к пути и целью поставив то самое, чтобы исцелить нас, а не проходом только, и посетил нас не случайно (между прочим), но жил с нами и беседовал не призрачно. - Тотчас перевязал раны, не попустив болезни усилиться, но связав ее. - Возлил масло и вино: масло есть слово учения, предуготовляющее к добродетели обещанием благ, а вино-слово учения, приводящее к добродетели страхом. Итак, когда слышишь слово Господа: «Приидите ко Мне, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28) - это масло, ибо показывает милость и успокоение. Таковы же слова: «приидите, наследуйте Царство, уготованное вам» (Мф. 25, 34). Но когда Господь говорит: идите во тьму (Мф. 25, 41) - это вино, учение строгое. Можешь разуметь и иначе. Масло означает жизнь по человечеству, а вино - по Божеству. Ибо Господь иное совершал как человек, а иное как Бог. Например, есть, пить, проводить жизнь не без приятностей и не обнаруживать суровости во всем, как Иоанн, - это масло; а чудный пост, хождение по морю и прочие проявления Божеской силы - это вино. Вину можно уподобить Божество в том отношении, что Божества в Самом Себе (без соединения) никто не мог бы стерпеть, если б не было и масла сего, то есть жизни по человечеству. Поскольку же Господь спас нас чрез то и другое, то есть Божество и человечество, то поэтому и говорится, что Он возлил масло и вино. И ежедневно те, кои бывают крещаемы, исцеляются от ран душевных, будучи помазуемы миром, тотчас же приобщаясь к Церкви и причащаясь Божественной Крови. Господь посадил нашу израненную природу на Своего подъяремника, то есть на Свое Тело. Ибо, сделал нас Своими членами и причастниками Своего Тела: нас, долу находящихся, возвел на такое достоинство, что мы одно с Ним Тело! - Гостиница есть Церковь, всех принимающая. Закон не всех принимал. Ибо сказано: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне» (Втор. 23, 3). Но во всяком народе боящийся Его приятен Ему (Деян. 10, 35), если желает уверовать и сделаться членом Церкви. Ибо она всех принимает: и грешников, и мытарей. Примечай точность, с какой сказано, что привез его в гостиницу и возымел о нем попечение. Прежде чем привез в нее, он только перевязал раны. Что это значит? То, что когда составилась Церковь и открылась гостиница, то есть, когда вера возросла почти у всех народов, тогда открылись и дары Святого Духа, и благодать Божия распространилась. Это узнаешь из Деяний Апостольских. Образ гостиника носит в себе всякий апостол и учитель, и пастырь, Им Господь дал два динария, то есть два Завета: Ветхий и Новый. Ибо тот и другой Завет, как изречения одного и того же Бога, имеют на себе изображение одного Царя. Сии-то динарии Господь, восходя на небеса, оставил апостолам и последующих времен епископам и учителям. - Сказал: если что из своего издержишь, я отдам тебе. Апостолы, действительно, издерживали и свое, много трудившись и повсюду рассеивая учение. Да и учители последующих времен, изъясняя Ветхий и Новый завет, много издержали своего. За это они получат награду, когда Господь возвратится, то есть во второе Его пришествие. Тогда каждый из них скажет Ему: Господи! Ты дал мне два динария, вот я приобрел другие два. И Он так скажет таковому: хорошо, добрый раб!
Григорий Нисский, свт. (†394)
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его
Кто в числе собравшихся таков, чтобы ему и быть учеником Слова, и вместе с Ним с земли — от понятий пустых и низких, взойти на духовную гору возвышенного созерцания, — на эту гору, которая избегла всякой тени высящихся холмов злобы, и освещаемая отовсюду лучом истинного света, в чистой ясности истины, с вершины своей дает видеть все, что для заключенных в междугорьи невидимо? А что открывается взору с высоты сей, какие это виды, и как многочисленны, описывает Сам Бог Слово, ублажая восшедших с Ним на гору, как бы перстом каким указуя здесь Царствие Небесное, а там наследие горней земли; потом помилование, правду, утешение, приобретаемое родство с Богом всяческих, и плод гонений, именно тот, чтобы стать сообитателем Божиим, и все иное, что кроме сего, по перстоуказанию Слова свыше с горы, можно видеть в уповании простирающему взоры с этой высокой стражбы.
Итак, поелику Господь восходит на гору, послушаем, что взывает Исаия: приидите, и взыдем на гору Господню (Ис. 2:3); и если немощны мы от греха, то, как научает пророчество, укрепим руце ослабленные, и колена расслабленные (Ис. 35:3). Ибо если будем на вершине, то найдем Исцеляющего всяк недуг и всяку язю (Мф. 4:23), и недуги наша Восприемлющего, и болезни Носящего (Мф. 8:17). Посему поспешим и мы к восхождению, чтобы, с Исаиею став на вершине надежды, и нам с высоты увидеть оныя блага, которые указует Слово последовавшим на сию возвышенность. Но и нам да отверзет уста Бог Слово, и нас да научит тому, слышание чего есть блаженство. Началом же нашего обозрения да будет начало сказанного в учении.
Беседы о блаженствах. Слово 1
Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его
Собираясь привести Своих учеников от земного и низменного к возвышенному и небесному, Господь взошел на гору в оливковой роще, чтобы через значение самого слова явить дар Божьего милосердия. Итак, Господь взошел на гору, чтобы Своим ученикам, оставляющим земное и стремящимся к небесному, передать наставления небесных повелений и щедро раздать божественным даром предвещенные некогда благословения, как прежде Давид свидетельствовал, говоря: «Ибо кто дал закон, даст благословение». И чтобы яснее показать и благодать апостолов, и Творца столь великого благословения, он добавил, говоря: Придут от силы в силу, явится Бог богов на Сионе (Пс 83:8), а именно Сын Божий, который на Сионе даровал благословение апостолам. Ибо на этой горе благословение апостолам дал Тот, Кто уже давно на Синайской горе передал закон Моисею, доказывая, что Он - Творец обоих законов. <…> И притом давно, когда закон был дарован подле горы, народу было запрещено вступать [на нее]; теперь же, когда Господь учил на горе, никому не запрещалось, более того, всех призывали послушать. потому что в законе суровость, а в Евангелии благодать, там неверующим внушается страх, здесь на верующих изливается дар благословения.
Трактат на Евангелие от Матфея
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его
Смотри, как Христос далек был от честолюбия и гордости! Он не водил народа за Собой, но когда нужно было врачевать, Сам ходил всюду, посещая города и веси. А когда собралось великое множество, садится на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, — научая тем нас ничего не делать напоказ, удаляться от шума, особенно когда нужно любомудрствовать и рассуждать о важных предметах. Когда взошел Он и сел, приступили ученики. Видишь ли, как они успевают в добродетели, и как скоро сделались лучшими? Народ смотрел на чудеса, а ученики хотели уже слышать что-нибудь высокое и великое. Это-то и побудило Христа предложить учение и начать проповедь. Он не только исцелял тела, но врачевал и души, и опять от попечения о душах переходил к попечению о телах, разнообразя пользу, и соединяя с учением словесным явление знамений. Этим попечением, как о душе, так и о теле, он заграждает бесстыдные уста еретиков, показывая тем, что Он есть виновник всецелой жизни. Потому-то Он и прилагал о теле и душе большое попечение, врачуя то первое, то последнее.
____
Толкование на Апостол.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-3 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас», – говорит, – «поступать достойно звания, в которое вы призваны». Скажи мне, для чего ты просишь? Для того ли, чтобы тебе самому получить что-нибудь? нет, говорит, а для того, чтобы спасти других. Но кто просит, тот просит о полезном для него самого? И мне это полезно, говорит, как я и написал об этом в другом месте: «Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1Фес. 3:8). Так всегда сильно желал спасения ученикам своим! «Итак я, узник в Господе». Подлинно, великая и важная честь (быть в узах ради Господа), – она выше и царского, и консульского, и всякого другого достоинства.
Об этом же (узах своих) говорит и в послании к Филимону: «Как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа» (Флм. 1:9). В самом деле, нет ничего так славного, как узы ради Христа, как оковы, возложенные на эти священные руки. Быть узником ради Христа славнее, чем быть апостолом, учителем и благовестником. Кто любит Христа, тот понимает эти слова. Кто неудержимо стремится к Владыке и горит любовью к Нему, тот знает силу уз. Павел предпочел бы узничество ради Христа жизни на небесах. Его (скованные) руки для них (учеников его) казались светлее всякого золота, всякого царского венца. Не столько блестит на голове повязка с драгоценными камнями, сколько железные оковы ради Христа. Тогда темница бывает светлее царских чертогов. Что говорю – царских? Светлее и самого неба, потому что содержит в себе узника Христова. Кто любит Христа, тот знает это достоинство, знает эту добродетель, знает, сколько благ принесло роду человеческому узничество ради Него. Быть может, узы ради Него славнее сидения одесную Его, досточтимее восседания на двенадцати престолах. И что сказать мне (после этого) о человеческих (благах)? Стыжусь сравнивать богатство и золотое украшение с узами. Но, переставши говорить о величии уз, (скажу), что если бы узы ради Христа ничем не награждались, то все же велика была бы награда, достаточно воздаяние уже в том одном, что эти страдания претерпеваются ради любимого. Слова эти понятны любящим, если не Бога, то людей, – тем, которые более радуются, терпя страдания ради своих возлюбленных, чем получая от них почести. Понятны они были и священному сонму апостольскому. В самом деле, послушай, что говорит блаженный Лука: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя» Христа «удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). Иным кажется смешно – бесчестие считать достоинством и обращать в предмет радости. Но знающие Христову любовь считают это (бесчестие) выше всякого блаженства. Если бы кто давал мне или все небо, или эти оковы, я предпочел бы их. Если бы кто хотел поместить меня или в горних с ангелами, или с Павлом, заключенным в узы, я избрал бы темницу. Если бы кто делал меня одной из тех сил, которые окружают небо и престол (Божий), или таким узником, я предпочел бы сделаться этим узником. И справедливо, нет ничего блаженнее этих оков. Я желал бы теперь быть в тех местах, где, говорят, еще хранятся эти узы, посмотреть их и подивиться людям, имевшим столь сильную любовь к Христу. Я желал бы видеть оковы, которых ужасаются и трепещут демоны, которые почитаются ангелами. Нет ничего лучше злострадания ради Христа. Я не столько ублажаю Павла за то, что он был восхищен в рай, сколько за то, что был ввергнут в темницу. Не столько ублажаю его за то, что слышал неизреченные глаголы, сколько за то, что был в узах. Не столько ублажаю его за то, что восхищен был на третье небо, сколько – за узы. А что узы больше всего этого, он знал это и сам. Вот послушай: он не сказал: молю вас аз, слышавший неизреченные глаголы. А что? «Итак я, узник в Господе, умоляю вас».
Неудивительно, если он не употребляет этих слов во всех посланиях, – ведь он был в узах не всегда, а по временам.
В этих словах открыта для нас великая и более (всяких) отличий блистательная сила Павловых уз. И (Павел) не напрасно, как кажется, и не без цели показывает эту силу, но чтобы ею более пристыдить их. Что он говорит? «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Как (ходить)? «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью». Значит, хорошо быть узником, но не просто, а ради Христа; потому он и сказал: «узник в Господе», т. е. ради Христа. С этим ничто не может сравниться! Но узы (Павла), отвлекая нас от настоящего предмета речи, привлекают (к себе), и, будучи не в силах противиться этому влечению, мы говорим о них как бы невольно, а вернее – и с охотой и с молитвой. О, если бы всегда можно было беседовать об этих узах! Но будьте терпеливы: я хочу сказать еще о том, что бывает предметом внимания у многих, и о чем говорят так: если скорби благое дело, то как же он, защищаясь пред Агриппою, сказал: «молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (Деян. 26:29)? Он так говорил не потому, что считал скорби унизительным для себя делом, – нет; если бы это было так, если бы в самом деле они были унизительны, то он не похвалился бы ни узами, ни заключением под стражу, ни другими бедствиями, и не сказал бы: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами» (2Кор. 12:9). Что же это значит? То, что он считал великим делом узничество. Но как к Коринфянам писал: «Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1Кор. 3:2), так и здесь (случилось, что) не могли слушать его учения о красоте, величии и пользе узничества: потому он и сказал: «кроме этих уз». Напротив к Евреям он писал не так, а советовал им разделять узы с узниками. Поэтому и сам радовался за узы, отдавался в оковы и с узниками был отводим под стражу.
Как же достойно ходить (этого звания)? «Со всяким смиренномудрием». Кто таков, тот достойно проходит (это звание): смиренномудрие есть основание всякой добродетели. «Со всяким», – говорит, – «смиренномудрием», – т. е. не в словах и не в делах только, но и в наружных приемах и в тоне речи. «Снисходя», – говорит, – «друг ко другу любовью». Как можно терпеть тому, кто раздражителен и клеветник? (Апостол) указал способ: «любовью», – говорит он. Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? Если ты нетерпелив пред своим сорабом, то как потерпит тебя Владыка? Где есть любовь, там все можно перенести. «Стараясь», – говорит, – «сохранять единство духа в союзе мира». Свяжи свои руки узами кротости. Так светлое слово – узы – опять нас озарило; мы оставили его, а оно опять пришло к нам. Хороши и те узы, хороши и эти; но первые – плод последних. Благодушно «стараясь»: дает разуметь, что это дело не простое и не случайное. «Стараясь», – говорит, – «сохранять единство духа».
Что такое единение духа? Как в теле душа все объемлет и сообщает какое-то единство разнообразию, происходящему от различия членов телесных, так и здесь. Но душа дана еще и для того, чтобы объединять (людей), неодинаковых между собою по происхождению и по образу жизни. Старец и юноша, бедный и богатый, отрок и взрослый, муж и жена, и всякое существо, одаренное душой, есть что-то единое и – это единство более единства телесного. Первое сродство выше последнего, (духовное) единство совершеннее. Союз духовный тем совершеннее, чем проще и однообразнее. А как он сохраняется? «В союзе мира». Его нет там, где вражда и разделение. «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор. 3:3)? – Как огонь, попадая на сухие деревья, обращает их в один горящий костер, а над влажными не оказывает никакого действия и не соединяет их между собою, – так бывает и здесь: холодность душевная не способствует к соединению, а большей частью теплота. Отсюда происходит и теплота любви. (Апостол) хочет соединить всех нас узами любви. Подобно тому, – говорит он, – как, желая привязать самого себя к другому человеку, ты не иначе можешь сделать это, как, привязавши его к себе самому, и если желаешь сделать этот союз взаимным, нужна его привязанность к тебе, – так и здесь он хочет того чтобы мы связаны были между собою не одним миром, но одной любовью, но чтобы у всех была одна душа.
Беседы на Послание к Ефесянам
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны
Любящие Христа последуют за Ним, связанные узами любви. Есть и другое объяснение, которое читатель может принять или отвергнуть по своему желанию. Узами души называется это тело, и так как Павел принял это тело на служение Евангелию, то последовательно он и называется узником Христовым.
Комментарий на Послание к Ефесянам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Итак я, узник в Господе
Упоминания об узах достаточно, чтобы и страждущих крайним бесчувствием возбудить к добродетели. Ибо за вас, говорит апостол, обложен я узами. Если бы он не хотел проповедовать, то, конечно, был бы от них свободен. Достойно же удивления в божественном апостоле и то, что узами за Христа он величается более, нежели царь диадемою.
умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны
Поскольку они пользовались духовными дарованиями, творили чудеса, говорили разными языками и имели в себе пророческую силу – и этого было достаточно для высокого о себе мнения, то апостол прежде всего об этом предлагает им увещание.
Толкование на послание к Ефесянам
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны
Не властвовать должно учителю, а служить ученикам ради их спасения. Посему и Павел, как слуга, умоляет. Выставляет даже узы свои для успешности просьбы. Узник ведь в Господе, то есть не за дурное дело, а ради Господа. Итак, окажите почтение узам ради Господа. О чем же я молю? Не о себе, а о вас, чтобы вы жили достойно своего звания. Вы ведь призваны к великому: восседать вместе со Христом и царствовать вместе с Ним, и не следует посрамлять своего достоинства делами, недостойными Христа. От догматического же учения перешел к нравственному, придавая тем сладость своему слову.
Николай Сербский, свт. (†1956)
Ст. 1-2 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
Не гордиться, не впадать в гнев, не малодушествовать – ибо все это не достойно звания христианского. А звание это столь высокое и дивное, что человеку трудно избежать гордости, трудно удержаться от малодушия при опасностях и потерях. Против трех нездоровых состояний апостол выдвигает три здоровых состояния, а именно: против гордыни – смирение, против гневливости – кротость, против малодушия – долготерпение. Как будет сказано, эти три добродетели – смирение, кротость и долготерпение – в полной мере не выражают христианское звание. Драгоценность и богатство этого звания и невозможно оценить здесь, на земле. Оно как закрытый ларец, который человек носит закрытым в этом мире, а открывает и достает из него ценности в том мире. Высоту христианского звания мог бы оценить лишь тот, кто мог бы подняться до наивысших Небес и увидеть Господа Христа во славе, с Ангелами и святыми. Там победительный собор всех угодников Божиих с земли, которые удостоились высокой-высокой чести.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Твое Имя нам дороже всех имен. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
Иларий Пиктавийский, свт. (†347)
Дары различны, но Дух один и тот же
Подобно тому, как возможности человеческого тела остаются нереализованными, когда никакие причины не приводят их в действие, ведет себя и душа. Глаза не выполнят свою работу, если не будет света или яркости дня. Уши не исполнят свою задачу, если не будет слышно голоса или звука. Ноздри не сослужат свою службу, если не обнаружится никакого запаха. Все это не потому, что утрачена способность, но потому, что отсутствует повод. Для реализации способности необходима причина. То же и с душой человека: если душа не вдохнула дара Духа через веру, то, даже имея способность разумения, она не обретет свет знания. Дар же, который во Христе, доступен каждому во всей полноте, а то, что в каждом месте присутствует, дается в той мере, в какой мы стремимся его обрести, и пребывает с нами, покуда мы стремимся быть достойным его. Дар этот с нами до скончания мира, и он - утешение наших ожиданий, действие его - залог нашей будущей надежды. Он - свет разума, он - сияние души. И о том мы должны молить Духа Святого.
О Троице
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 4-7 Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу
Хотя, говорит, разделения даров (благодатных), служений и сил есть между вами, и разделение существует между благодатью и благодатью, - один и тот же однако есть Дух.
На 1-е послание к Коринфянам
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Дары различны, но Дух один и тот же
Святой Дух… действует сообразно каждому и, находясь среди нас, видит нрав каждого, видит помышление и совесть, знает, что мы говорим, о чем помышляем и во что веруем.
Огласительные слова для просвещаемых
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Дары различны, но Дух один и тот же
Итак, это не относится ни к полноте Духа, ни к части Его, поскольку ни полноты Бога не может охватить разумом человек, ни на части Бог не разделяется. Но Он изливает дар благодати Духа, в котором и почитается Бог, как Он почитается и в истине. Ибо никто не почитает Бога, если не вбирает в себя благочестиво истину Его Божественности.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 16-26 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать
Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, - а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поелику же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь, то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, - о коих я говорил, пока находился у вас, - и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя (дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет закона, так как не написано в законе - совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и последуем ему чрез добрые дела наши. Да не будем тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона ветхозаветного.
Послание к Галатам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 22-23 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона
«Плод же духа: любовь, радость, мир…». Не сказал – «дело», но – «плод» духа. Что же, не излишняя ли душа? Если речь идет только о плоти и духе, то где душа? Или он говорит о существах, не имеющих души? В самом деле, когда зло приписывается плоти, а добро духу, то душе нет уже места. Но это совершенно не так, потому что воздержание страстей есть дело души и ей принадлежит; и если она, находясь посреди добродетели и порока, употребляет тело на должное, то и его делает духовным, а если удаляется от духа и предается злым пожеланиям, то и сама становится более земною. Видишь ли из всего этого, что он говорит здесь не о существе плоти, а о злом и добром произволении? Почему же он (добрые дела) называет «плодом» духа? Так как злые дела происходят только от нас, поэтому он и называет их делами, между тем, добрые требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия. Затем, перечисляя добрые дела, на первом месте поставляет корень их, говоря так: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23). В самом деле, чему можно научить того, кто сам в себе имеет все, и у кого совершеннейшим учителем мудрости служит любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, преуспевающая в добродетели действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, (апостол) и здесь с удивительною мудростью отверг закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже премудрости, даруемой Духом.
____
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat
