Воскресные чтения 23.11.2025

МЦCА НОZБРZ @ВЪ I& ДН&Ь

С™hхъ ґпcтлъ є3рaста, nли1мба, родіHна, сосипaтра, куaрта и3 тeртіz, t семи1десzти. Прпdбнагw nц7A нaшегw fеwкти1ста, и4же въ симв0лэхъ.
С™aгw сщ7енномyченика ми1ліz є3пкcпа, и3 двyхъ ўчени1къ є3гw2. Прпdбнагw nц7A нaшегw феокти1ста, и4же въ символeхъ. С™aгw мyченика o4реста.

Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа (Олимпа́на), Родио́на (Иродио́на), Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия (Тере́нтия) (I)
Мч. Оре́ста врача (304)
сщмч. Мили́я, епископа Персидского, и двух учеников его (341)
прп. Феостири́кта (Стири́кта), иже в Симво́лех
вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852)
Колесование вмч. Гео́ргия (303) (Груз.)
Собор Аланских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 23 ноября)
Прмч. Ни́фонта (Выблова), иеромонаха и мч. Алекса́ндра Медема (1931)сщмчч. Проко́пия (Титова), архиепископа Херсонского, Диони́сия Щеголева, Иоа́нна Скадовского и Петра Павлушкова, пресвитеров (1937)сщмчч. Августи́на (Беляева), архиепископа Калужского, и с ним Иоа́нна Сперанского, пресвитера, прмчч. Иоанни́кия (Дмитриева), архимандрита и Серафи́ма (Гущина), иеромонаха, мчч. Алекси́я Горбачева, Аполло́на Бабичева, Михаила Арефьева (1937)сщмч. Бори́са Семенова, диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е)мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феокти́сты Ченцовой (1942)

Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим.16,11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Святой апостол Олимп (или Олимпан), о котором вспоминает апостол Павел (Рим.16,15), тоже был спутником апостола Петра. Оба апостола от 70-ти были обезглавлены в тот же день и час, когда распяли апостола Петра.

Святые апостолы Ераст, Сосипатр, Куарт и Тертий были учениками святого апостола Павла. О них апостол языков упоминает в Послании к Римлянам: "Приветствуют вас... Иасон и Сосипатр, сродники мои" (Рим.16,21); "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим.16,22); "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт" (Рим.16,23).

Апостол Сосипатр, родом из Ахаии, был епископом Иконии, где и скончался. Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде. Святой апостол Куарт перенес много страданий за свое благочестие, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался в сане епископа города Берита. Святой апостол Тертий, записавший Послание апостола Павла к Римлянам, был вторым епископом Иконии, где и преставился.

ЕВАНГЕЛИЕ НА УТРЕНИ

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

t мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, o7.]В0 времz џно, минyвши суб0тэ, мaріz магдалhни, и3 мaріz їaкwвлz, и3 саломjи, купи1ша ґрwмaты, да пришeдше помaжутъ ї©а. и3 ѕэлw2 заyтра во є3ди1ну t суб0тъ, пріид0ша нaгробъ, восіsвшу сlнцу, и3 гlаху к8себЁ, кто2 tвали1тъ нaмъ кaмень t двeріи гр0ба; и3 воз8зрёвше ви1дэша ћкw tвалeнъ бЁ кaмень, бё бо вeліи ѕэлw2, и3 в8лёзше в0гробъ, ви1дэша ю4ношу сэдs ща в8 деснhхъ, њдёzнъ во nдeжду бэлY, и3 ўжас0ша сz. џнъ же гlа и4мъ, не ўжасaйтесz, ї©а и4щете наза рzни1на, пропsтаго, востA, нёсть здЁ, сE мёсто и3дё же положи1ша є3гw2. но и3ди1те рцёте ўченик0мъ є3гw2 и3 петр0ви, ћкw варsетъ вы2 в8 галилeи, тaмw є3гw2 ви1ди те, ћкоже речE вaмъ. и3 и3з8шeдше, бэжaша t~гроба. и3мsше же и4хъ трeпетъ и3 ќжасъ. и3 никомyже ниче с0же рёша, боsхубосz.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк.16:1-8).

ЕВАНГЕЛИЕ НА ЛИТУРГИИ

​​

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

T луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, lf.]В0 времz џно, чlкъ нёкіи приступи2 ко ї©у, є3мyже и4мz їаи1ръ, и3 т0й кнsзь с0нмищу бЁ. и3 пaд8 приногY ї©ову, молsше є3гw2 в8ни1ти в8 д0мъ св0й, ћкw дщи2 є3динор0дна бЁ є3мY, ћкw лётъ двою2 нaдесzте, и3 тA ўмирaше. є3гдaже и3дsше, нар0ди ўгнэтaху є3гw2. и3 женA сyщи в8 точeніи кр0ве t двою2 нaдесzте лёту, ћже врачeмъ и3здaвши всE и3мёніе, и3 не возм0же ни tє3ди1нагw и3сцэлёти. и3 пристyпльши созади2 коснyсz крaz ри1зъ є3гw2, и3 ѓбіе стA т0къ кр0ве є3S. и3 речE ї©ъ, кто2 є4сть коснyвыисz мнЁ; tметaющем8жесz всёмъ, речE пeтръ, и3 и4же с8 ни1мъ, настaвниче, нар0ди њдер жaтъ тS и3 гнетyтъ, и3 гlеши кто2 є4сть коснyвыисz мнЁ; ї©ъ же речE, прикоснyсz мнЁ нёкто, ѓзъ бо чyхъ си1лу и3з8шeдшую и3з8менE. ви1дэвши же женA, ћкw не ўтаи1сz, трепeщущи пріи1де, и3 пaдши пред8ни1мъ, заню1 же винY прикоснyсz є3мY, повёда є3мY пред8 всёми людьми2, и3 ћкw и3сцэлЁ ѓбіе. џнъ же речE є4й, дерзaй дщи2, вёра твоS спасe тz, и3ди2 в8 ми1ръ. є3щE є3мY гlющу, пріи1де нёкіи t ґрхисинаг0га глаг0лz є3мY, ћкw ќмре дщи2 твоS, недви1жи ўчи1телz. ї©ъ же слhшавъ, tвэ щA є3мY гlz, неб0йсz т0кмw вёруй, и3 спасeна бyдет8. пришeдъ же в8 д0мъ, не њстaви ни є3ди1ногw в8ни1ти, т0кмw петрA и3 їwaнна и3 їaкwва, и3 nц7а nтрокови1цы и3 мaтере. плaкахужесz вси2 и3 рыдaху є3S. џнъ же речE, не плaчитесz, не ќмре бо, но спи1тъ, и3 ругaхусz є3мY, вё дzще ћкw ќмре. џнъ же и3з8гнaвъ в0нъ всёхъ, и3 є4мъ зaруку є3S, воз8гласи2 гlz, nтрокови1це востaни. и3 воз8 врати1сz дyхъ є3S, и3 воскRсе ѓбіе. и3 повелЁ дaти є4й ћсти. и3 диви1стасz роди1телz є3S. џнъ же повелЁ и4ма,никомyже повёдати бhвшее.

Когда же возвратился Исус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Исуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. (Лк.8:40-56)

[є3ђaліе, t луки2. за?, н7а.] РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, слyшаzи вaсъ, менE слy шаетъ. и3 tметazисz вaсъ, менE tметaетсz. tметaz ижесz менE, tметaетсz послaвшагw мS. воз8врати1 шажесz сeдмьдесzтъ с8 рaдостію глаг0люще, гDи, и3 бёси повинyютсz нaмъ њ и4мени твоeмъ. речe же и4мъ, ви1дэхъ сатанY ћкw м0лнію с8 нб7сE с8пaдша. сE даю2 вaмъ влaсть наступaти на ѕмію2 и3 на скорпjю, и3 на всю2 си1лу врaжію, и3 ничес0же вaсъ вреди1тъ, nбaче њ сeмъ нерa дуйтесz, ћкw дyси вaмъ повинyютсz, рaдуйтежесz ћкw и3менA вaша напи1сана сyть нa нб7сэхъ. в8т0й чaсъ воз8рaдовасz д¦омъ ї©ъ, и3 речE, и3сповёдаютисz џ§е, гDи нб7сE и3 земли2, ћкw ўтаи1лъ є3си2 сіS t премyдрыхъ и3 разyмныхъ, и3 tкрhлъ є3си2 тA младeнцемъ, є4й џ§е, ћкw тaкw бhсть бlговолeніе пред8 тоб0ю.

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Исус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. (Лк.10:16-22).

АПОСТОЛ

​​

Къ є3фесewмъ послaніе, с™aгw ґпc ла пaвла. [за?, ск7а.]Брaтіе, хrт0съ є4сть мjръ нaшъ, сотвори1выи nбоS є3ди1но, и3 средостёніе њгрaды разори1въ враждY пл0тію своeю, зак0на заповэдeй, ўчeніи ўпраздни1въ, да џба сози1ждетъ соб0ю во є3ди1ногw н0вагw чlка, творS мjръ, и3 примири1тъ nбои1хъ во є3ди1нэмъ тёломъ бGо ви кrт0мъ, ўби1въ враждY на нeмъ. и3 пришeдъ бlговэ сти2 мjръ вaмъ, дaльнимъ и3 бли1жнимъ. занE тёмъ и4мамы приведeніе џбои во є3ди1нъ д¦ъ ко nц7у. тёмъ же ќбw к8 томY нёсте пришeльцы и3 стрaнни, но сожи1теле с™hмъ, и3 при1сніи бGу. наздaни бhвше на њсновaніи ґпcлъ и3 пррbкъ, сyщу краеуг0льну самомY ї©у хrтY. њ нeмже всsко создaніе составлsемо, расти1тъ в8 цRковь с™yю гDви. њ нeмже и3 вы2 созидaетесz в8 жили1ще б9іе д¦омъ.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Исуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф.2:19-22).

[къ кори1нfwмъ. за?, рlа.] Брaтіе, бGъ ны2 послaнники послёднzz kви2 ћкw на смeртники, занE поз0ръ бhхомъ мjру, и3 ѓнGлwмъ и3 чlкwмъ. мы2 ќбw бyи хrтA рaди, вh же мyдри њ хrтЁ. мы2 нeмощни, вh же крёпцы. вы2 слaвни, мh же без8 чeстни. до нhнэшнzгw часA и3 ѓлчемъ и3 жaждемъ, и3 наготyемъ и3 стрaждемъ, и3 скитaемсz, и3 тружaемсz, дёлающе свои1ми рукaми. ўкарsеми, бlгословлsемъ. гони1ми, терпи1мъ. хyлими, ўтэшaемсz. ћкоже nтрe би мjру бhхомъ, всёмъ попрaніе до сeлэ. несрамлsz вaсъ сіS пишY, но ћкоже чaда моS возлю1бленаz нака зyю. ѓще бо и3 мн0гихъ пёстунъ и4мате њ хrтЁ, но немн0ги nц7ы. њ хrтё бо ї©э бlговэствовaніемъ ѓзъ вы2 роди1хъ. молю1 же вaсъ под0бни мнЁ бывaйте, ћко же ѓзъ хrтY.

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Исусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1Кор.4:9-16).

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ПАРЕМИИ, ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

​​

Толкование на Евангелие на утрени

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 1-8 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись

Ничего великого и достойного Божества Исусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены. «И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют: «кто отвалит камень?» Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, - что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие - у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам: «не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Исуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь». И хотите ли увериться? «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, - он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев. Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали.

____
Толкование на Евангелие на Литургии

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 40-44 Когда же возвратился Исус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Исуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

Исус лишь возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частью ради учения, а частью ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых. Евангелист присовокупляет и имя его, чтобы тем очевиднее было, что чудо истинно. По настоянию нужды он припадает к ногам Исусовым. Хотя бы он и без настоятельной нужды должен был пасть пред Исусом и исповедать Его Сущим Богом, однако ж бывает, что и скорбь побуждает людей к избранию лучшего. Почему и Давид сказал: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31, 9).

Во время пути Господа приступает жена, руководимая весьма сильной верой. Подойдя, она коснулась края одежды Господа в той уверенности, что как только прикоснется, тотчас и исцелится. «И тотчас течение крови у ней остановилось». Как если кто-нибудь обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала, и - спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Исусу прежде мыслью, а потом телом.

Максим Исповедник, прп. (†662) 

однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

Для духовной радости душе недостаточно владычествовать над страстями, если она при этом не стяжает добродетели исполнением заповедей. Ибо [сказано]: Не радуйтесь, что духи вам повинуются — то есть действия страстей, порадуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах - то есть что они начертаны в месте бесстрастия, благодаря благодати усыновления и через осуществление добродетелей.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.) 

«О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы» (Ин.13:35), «не яко беси нам повинуются,… но яко имена наша написана суть на небеси смирения».

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 17-20 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Прежде сказал евангелист, что Господь послал семьдесят учеников, а теперь говорит, что они возвратились с радостью о том, что они не только от других каких болезней исцеляли, но избавляли еще от большего зла - от демонов. Смотри, как они далеки от высокомудрия; ибо они говорят Господу: «о имени Твоем» повинуются нам бесы, по Твоей благодати, а не по нашей силе.

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

А Господь сказал им: не дивитесь тому, что бесы вам повинуются, ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно. Как молния спал с неба сатана потому, что он был светом, архангелом и денницею, хотя теперь и стал тьмой. Если же он спал с неба, то рабы его, разумею бесов, чего не потерпят? Некоторые слова «с неба» разумеют так: от славы. Так как семьдесят сказали Господу, что им бесы повинуются, то Он говорит: это и Я знал, ибо Я видел, как сатана спал с неба, то есть лишился славы, которую он имел, и чести. До пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе.

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

Се даю вам власть попирать силы его. Ибо змеи и скорпионы суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть змеи, а те, кои более скрытым образом поражают, суть скорпионы. Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них!

однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: однако же не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), но более радуйтесь тому, что имена ваши на небесах написаны не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, что имена ваши написаны на небесах и не забываются Богом.

____
Толкование на Апостол.

Ефрем Сирин, прп. (†373) 

Ст. 11-20 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Исусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Исуса Христа краеугольным камнем

Посему и вы помните, что некогда вы также язычники были по плоти, поелику дела плоти совершали, и называемы были вы необрезанием от обрезанных Евреев. И были вы в то время без Христа, хотя и сохранялись для призвания Христова, и отчуждены были от общества и учреждений Израиля, то есть от соблюдения постановлений закона. Чужие же вы не обетованию, но завету обетования, — и другой надежды не имели, поелику не знали обетования, - и без Бога в мире жили, ибо не ведали Бога истины. Ныне же, так как вы сделались Христовыми чрез веру вашу, — вы, кои далеко были от Него, соделались близкими Ему в крови Его, которую принимаете; ибо Он есть мир наш, то есть Он создал мир между Евреями и язычниками, поелику соделал обоих одним заветом и разрушил плотью Своею средостение вражды, то есть безумие идолослужения, лежавшее на всех и скрывавшее истину, и дозволил разуму человеческому переноситься на небеса. И закон земных заповедей духовными повелениями Своими упразднил, дабы двух, очевидно язычников и Евреев, создать в Себе Самом в одного новаго человека, творя мир — и сдружить обоих в одном теле (одним телом), которое умерщвлено за обоих, — и чрез крест Свой убил вражду, то есть уничтожил и истребил вражду между нами и Богом. И пришедши благовестил мир вам, язычникам, дальним и Евреям близким: потому что чрез Него мы возъимели доступ. Прежде мы соединялись и разделялись друг с другом благодаря своим законам, ныне же явился для нас доступ в одном Духе к Отцу всяческих, то есть чрез Духа Коего восприяли мы от самого крещения, так что между получившими Его уже нет более ни Иудея ни язычника, ибо все во всем Христос есть. Итак уже вы не (есте) чужие обетованиям завета и не пришельцы в отношении наследства, уготованного и соблюдаемого для вас, — но вы есте (со)граждане святых и свои Богу. И построены вы на основании, очевидно проповеди, Пророков и Апостолов, тогда как Сам Исус Христос стал главою угла, то есть Увенчателем и Запечатлителем сего духовного учения. И в нем все домостроение Церкви утверждается, стройно соединяется и растет в здание храма святого; разумей по подобию храма святого в жилище божества: поелику в Нем и вы вместе с самою Церковью соустрояетесь, чтобы быть вам жилищем божества чрез Духа Святого.

Феодорит Кирский, блж. (†457) 

ст.14-15 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Исусе благовествованием. 

И доказывает, что они действительно – порождение его. Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им евангельское учение.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов

Что ж, скажете вы? другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они - наставники, а я - отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова во Христе приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.

Я родил вас во Христе Исусе благовествованием

Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа я родил вас благовествованием, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

____

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat