МЦ C А NКТZВРZ @ ВЪ К&З ДН&Ь
Недёлz, к7в z по н7 це. Глaсъ, є7. [Пл]
С™aгw мyченика нeстwра [д7].
Мч. Не́стора Солунского (ок. 306)
Прп. Не́стора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114)
прп. Не́стора, Некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV)
Обретение мощей блгв. кн. Андре́я Смоленского в Переславле-Залесском (1539)
мцц. Капитоли́ны и Еротии́ды (304)
мч. Марка Фиваидского и иже с ним
Прмч. Се́ргия (Чернухина), игумена (1942)

Мученик Нестор, ученик св. Димитрия Солунского, во время гладиаторских игр вступил в бой с любимым силачом императора германцем Лием, который убивал многих христиан. Перед поединком Нестор испросил благословения и молитв у своего наставника в темнице. Св. Димитрий осенил его крестным знамением и предрёк: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа». Укреплённый Божией силой, Нестор победил Лия. Разгневанный император, узнав, что победитель ‒ христианин, приказал казнить св. Нестора через усечение мечом.
* * *
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен.
ЕВАНГЕЛИЕ НА УТРЕНИ
| Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
t їwaнна, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, …з.] В0 времz џно, kви1сz ї©ъ ўченик0мъ свои1мъ востaвъ t мeртвыхъ. и3 гlа си1мwну петрY, си1мwне їHнинъ лю1бишили мS пaче си1хъ; гlа є3мY, є4й гDи, ты2 вёси ћкw люблю1 тz. гlа є3мY, паси2 ѓгньца моS. гlа є3мY пaки втор0е, си1мwне їHнинъ лю1биши ли мS, гlа є3мY, є4й гDи, ты2 вёси ћкw люблю1 тz. гlа є3мY, паси2 nвцA моS. гlа є3мY трeтіе, си1мwне їHнинъ лю1бишили мS; њскорбёже пeтръ, ћкw речE є3мY трeтіе, лю1бишили мS. и3 гlа є3мY, гDи, ты2 всS вёси, ты2 вёси ћкw люблю1 тz.гlа є3мY ї©ъ, паси2 nвцA моS. ґми1нь ґми1нь гlю тебЁ, є3гдA бЁ ю4нъ, поsсашесz сaмъ, и3 хождaше ѓможе хотsше. є3гдa же состарёешисz, и3 воз8дёжеши рyцэ твои2, и3 и4нъ тS поsшетъ, и3 ведeтъ, ѓмо же нех0 щеши. сeже речE, назнaменуz коeю смeртію прослaвит8 бGа. и3 сіS рeкъ, гlа є3мY, и3ди2 по мнЁ. њбрaщ8жесz пeтръ, ви1дэ ўченикA, є3г0же люблsше ї©ъ, во слёдъ и3дyща, и4же и3 возлежE на вeчери на пeрси є3гw2, и3 речE, гDи, кто2 є4сть предаsи тz; сего2 ви1дэвъ пeтръ, глаг0ла ї©ови, гDи, сeй же что2; глаг0ла є3мY ї©ъ, ѓще хощY да т0й пребывaетъ, д0ндеже пріидY, что2 к8 тебЁ; ты2 по мнЁ грzди2. и3зhде же сл0во сE в8 брaтію, ћко ўчени1къ т0й не ќмретъ. и3 неречE є3мY ї©ъ, ћкw не ќмретъ, но ѓще хощY томY пребывaти д0ндеже пріидY, что2 к8 тебЁ; сeй є4сть ўчени1къ свидётельствуzи њ си1хъ, и4же и3 написA сіS. и3 вёмъ ћкw и4стинно є4сть свидётель ство є3гw2. сyть же и3 и4на мн0га, ћже сотвори2 ї©ъ, ћже ѓще по є3ди1ному пи1сана бывaютъ, ни самомY мню2 все мY ми1ру в8мэсти1ти пи1шемыхъ кни1гъ, ґми1нь. | Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Исус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Исусу: Господи! а он что? Исус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Исус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Исус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Ин.21:15-16,19-25). |
ЕВАНГЕЛИЕ НА ЛИТУРГИИ
| Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, п7г.] РечE гDь, при1тчю сію2, человёкъ нёкіи бЁ богaтъ, и3 њблачaшесz в8 порфи1ру и3 вис8с0нъ, веселsсz на всS дни2 свётлw. ни1щь же бЁ нёкто и4менемъ лaзарь, и4же ле жaше пред8 враты2 є3гw2 гн0енъ, и3 желaше насыти1тисz t крупи1цъ пaдающихъ t трапeзы богaтагw. но и3 pи2 приходsще, њб8лизaху гн0й є3гw2. бhсть же ќмрети ни1щему, и3 несeну бhти ѓнGлы, на лоно2 ґвраaмле. ќмреже и3 богaтыи, и3 погреб0ша є3гw2. и3 во ѓдэ возвeдъ џчи свои2 сhи в8 мyкахъ, ўзрЁ ґвраaма и3з8 далeча, и3 лaзарz на л0нэ є3гw2. и3 т0й воз8глaшь, и3 речE, џ§е ґвра aме, поми1луй мz, и3 посли2 лaзарz, да њм0читъ ко нeцъ пeрста своегw2 в8 водЁ, и3 ўстуди1тъ љзhкъ м0й, ћкw страждY во плaмени сeмъ. речe же ґвраaмъ, чaдо, помzни2 ћкw воспріsлъ є3си2 бlгaz твоS в8 животЁ твоeмъ, и3 лaзарь тaкоже ѕлaz. нhнэ же здЁ ўтэ шaетсz, тh же стрaждеши. и3 над8 всёми си1ми, междY нaми и3 вaми, пр0пасть вели1ка ўтверди1сz, ћкw да хотsщіи преити2 t сю1ду к8 вaмъ, не воз8м0гутъ. ни и4же t тyду к8 нaмъ прех0дzтъ. речe же, молю1 тz ќбw џ§е, да п0слеши є3гw2 в8 д0мъ nц7а моегw2, и4мамъ бо пsть брaтіz, ћкw да засвидётельствуетъ и4мъ, да не и3 тjи пріи1дутъ на мёсто сE мyченое. гlа є3мY ґвраaмъ, и4мутъ мwmсez и3 прор0ки, да послyшаютъ и4хъ. џнъ же речE, ни2 џ§е ґвраaме, но ѓще кто2 t мeртвыхъ и4детъ к8 ни1мъ, покaютсz; речe же є3мY, ѓще мwmсez и3 прор0ки не послyшаютъ, ни ѓще кто2 t мeртвыхъ воскrнетъ, не и4мутъ вёры. | И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Исуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Исус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Исус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Исус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Исус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Исус (Лк.8:26-30,32,36-39). |
[є3ђaліе, t луки2. за ? , Rѕ.] РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, внемли1те t чlкъ, воз8ложaтъ на вы2 рyки своS, и3 и3жденyтъ, предаю1ще на с0н мища и3 темни1цы, вед0мы к8 царeмъ и3 владhкамъ, и4мене моегw2 рaди. прилучи1т8жесz вaмъ во свидётель ство, положи1те ќбw на сердцaхъ вaшихъ, непрeжде поучaтисz tвэщавaти, ѓзъ бо дaмъ вaмъ ўстA и3 пре мyдрость, є4йже невоз8м0гутъ проти1витисz, и3ли2 tвэ щaти, вси2 противлsющіисz вaмъ. прeдани же бyдете и3 роди1тели и3 брaтіею и3 р0домъ, и3 дрyги, и3 ўмертвsтъ t вaсъ. и3 бyдете ненави1дими t всёхъ, и4мене моегw2 рaди. и3 влaсъ главы2 вaшеz непоги1бнетъ. в8 терпёніи вaшемъ, стzжи1те дш7а вaша. |
Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:12-19). |
АПОСТОЛ
къ галaтwмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, сє7i.] Брaтіе, ви1дите коли1цэми кни1гами писaхъ вaмъ моeю рук0ю. є3ли1цы хотsтъ хвали1тисz п0плоти, сіи2 нyдzтъ вы2 њбрёзатисz, т0чію да не кrт0мъ хrт0вымъ г0нz тсz. нибо2 њбрёзающіисz сaми зак0нъ хранsтъ, но хотsтъ вaмъ њбрёзоватисz, да в8 вaшей пл0ти похвa лzтсz. мнё же да небyдетъ хвали1тисz, т0кмw њ кrтЁ гDа нaшегw ї©а хrтA и4мже мнЁ вeсь мjръ распs сz, и3 ѓзъ всемY мjру. њ хrтё бо ї©э, ни њбрёзаніе что2 м0жетъ, ни не њбрёзаніе, но новA твaрь. и3 є3ли1 цы прaвиломъ си1мъ жи1тельствуютъ, мjръ на ни1хъ и3 млcть, на ї}ли б9іи. пр0чее же труды2 да никт0же ми даeтъ, ѓзъ бо ћзвы гDа ї©а нa тэлэ моeмъ ношY. бlгодaть гDа нaшегw ї©а хrтA, с8 д¦омъ вaшимъ брaтіе, ґми1нь. | однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Исуса Христа, и мы уверовали во Христа Исуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал.2:16-21). |
[къ є3фесewмъ. за ? , сlг.] Брaтіе, возмогaйте w4 гDэ, в8 держaвэ крёпости є3гw2. њблецётесz вовсS nрyжіz б9іz, ћко возмощи2 вaмъ стaти проти1ву к0знемъ діaвольскимъ, ћкw нёсть нa ша брaнь к8 кр0ви и3 пл0ти. но к8 начaлwмъ и3 ко вла стeмъ, и3 к8 миродержи1телемъ тмы2 вёка сегw2, к8 духо в0мъ ѕл0бэ под8нбc нымъ. сегw2 рaди возмёте всS nрy жіz б9іz, да возм0жете проти1витисz в8 дн7ь лю1тъ, и3 всS содёzвше стaти. стaнете ќбw препоsсани чреслA вaша и4стиною, и3 њб0лкшесz в8 бронS прaвды, и3 њбy вше н0зэ во ўгот0ваніе бlговэствовaніz мjра. надо всёми же воспріи1мше щи1тъ вёры, в8 нeмже воз8м0же те всS стрёлы лукaвагw раз8жeныz ўгаси1ти. и3 шлeмъ спасeніz воспріими1те, и3 мeчь д¦0вныи, є4же є4сть гlъ б9іи. | Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Исусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак переноси страдания, как добрый воин Исуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Исуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Исусе с вечною славою (2Тим.2:1-4,6-10). |
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ПАРЕМИИ, ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Толкование на Евангелие на утрени
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 15-17 Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Исус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Исус: паси овцы Моя
Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всем – мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, глагола Симону Петру Исус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя… Глагола ему: паси овцы Моя (21, 15, 16). Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому, что он был избранный из Апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не воспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за овец Моих. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностию, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты вся веси (ст. 17), то есть и настоящее, и будущее. Видишь, как он исправился и стал благоразумнее? Уже не упорствует в своем мнении и не противоречит. Поэтому-то он и смутился. Может быть, я думаю только, будто люблю, а на самом деле не люблю, как и прежде я много думал о себе и говорил с уверенностию, но последствия опровергли меня. А троекратно Христос спрашивает его и троекратно заповедует ему одно и то же, чтобы показать, как высоко Он ценит попечение о Своих овцах и что это в особенности служит знаком любви к Нему.
Нил Синайский, прп. (†430)
Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих
Поскольку Петр уязвлен был троекратным произнесением отречения, то, по Воскресении Спасителя, он врачуется троекратным произнесением исповедания и согласия. Сказано: «любиши ли Мя», Петр? «Ей, Господи» (Ин. 21:15)! Так и ты от падающих требуй только любви. Ибо кто искренно любит, тот, хотя и падет когда, скоро возвратится к возлюбленному.
Письма на разные темы. Скорописцу Ганимеду
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих
Петр предварил других (Апостолов), по несравненной пламенности и силе любви ко Христу, пренебрегши и самым даже прибытием (ко Христу) на лодке. Потому же и первый исповедует веру, когда Спаситель предложил им вопрос около «стран Филипповой Кесарии: кем Меня называют (считают) люди – (Меня) Сына Человеческого?» И когда прочие сказали, что одни Илиею, а другие «Иеремиею или одним из пророков», а Христос снова спрашивал и говорил: «Вы же кем Меня называете (считаете)?» – тогда опять выступает вперед других корифей и первоверховный над прочими (ὁ ϰοϱυφαῖος ϰαὶ τῶν ἂλλων πϱοτετογμένος) и говорит: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:13-16). Также, когда отряд воинов пришел вместе с иудейскими слугами, чтобы (взять и) отвести Исуса к начальникам, прочие все, оставив Его, убежали, по написанному (Мф.26:56), Петр же рассек мечом ухо Малха (Ин.18:10), ибо он думал, что всеми мерами надо защищать своего Учителя, хотя бы он и брался за дело, совсем ему не подобающее. Итак, ему, пришедшему скорее прочих, дает (Христос) вопрос, любит ли он «больше» их, – и это было до трех раз (Ин. 21:16, 17). А Петр соглашается и исповедует, что любит, называя Его Самого (Господа) свидетелем присущего ему настроения. И при каждом исповедании слышит различное и отдельное повеление иметь попечение о словесных овцах.
Но я думаю – ведь подобает, конечно, исследовать и сокровенный смысл толкуемого места, – не бесцельно написано и это, но в приведенных словах Евангелия содержится и некоторый таинственный смысл. В самом деле, разве не может кто-либо справедливо спросить: по какой причине вопрошает одного только Симона, хотя присутствовали и другие ученики? И на что могут указывать слова «Паси агнцев Моих» и сходные с ними?
Ответим, что божественный Петр вместе с другими учениками уже был избран к божественному апостольству, ибо Сам Господь наш Исус Христос назвал их Апостолами, по написанному (Лк.6:13). Но так как, когда совершались злодейства иудеев и происходили бывшие при этом события, божественный Петр, объятый превеликим ужасом, трижды отрекся Господа, то Он (Господь) и исцеляет этот недуг и требует трех отдельных исповеданий, как бы противопоставляя их тем трем отречениям и исправление делая противовесом падениям. Падение словом и вину, заключавшуюся в одних только речах, и разрешать надлежало точно таким же образом (посредством слов). Поэтому требовал сказать, любит ли он и более других. И в самом деле, кто испытал больше милости и получил отпущение в большей мере, разве он не должен был сосредоточить в себе и любви больше других, и ответить своему благодетелю наивысшею степенью преданности? Ведь обращение в бегство хотя и было обще всем святым ученикам, так как бесчеловечность иудеев внедряла в них нестерпимый страх и свирепость воинов грозила жестокою смертью, когда они (воины) пришли взять Исуса, однако ж прегрешение Петра при этом случилось особенным образом, посредством троекратного отречения.
Итак, кто получил большее сравнительно с другими отпущение, от того и требуется сказать, больше ли он и любит, ибо, по слову Спасителя, кому много отпускается, тот много и возлюбит (Лк.7:47). Также и отсюда дается образец церквам для того, чтобы требовать троекратного исповедания Христа от решившихся любить Его, когда они приступают к святому крещению. А учителям, чрез созерцание толкуемых слов Евангелия, дается знание о том, что они не иначе могут благоугодить Архипастырю всех Христу (1Пет.5:4), как только тогда, если будут употреблять попечение о благополучии и благосостоянии словесных овец.
Таков был божественный Павел, с немощными как немощный (1Кор.9:22), называя уверовавших чрез него и решившихся прославляться блеском своих дел – похвалою своего апостольства и радостью и венцом (Флп.4:1). Ведь он доподлинно знал, что это есть явный плод совершенной любви ко Христу. В этом каждый может убедиться правильным и надлежащим рассуждением. В самом деле, если умер за нас, то разве не удостоил всякого попечения спасение и жизнь всех нас? И если действительно против Христа (пред Христом) погрешают «погрешающие против братьев (пред братьями) и поражающие (бьющие) их немощную совесть» (1Кор.8:12), то разве не справедливо будет сказано, что пред Самим Господом благочествуют те, кто руководят ум уже уверовавших и ожидающих призвания к этому и посредством всякого служения им стараются внедрять в них твердость в вере?
Итак, чрез троекратное исповедание блаженного Петра (Ин. 21:15-17) упразднено трижды бывшее отречение. А в словах Господа: «паси агнцев Моих» – разумеется как бы некое возобновление уже данного ему (апостолу Петру) апостольства, разрешающее позор падений и уничтожающее малодушие, бывающее вследствие человеческой немощности.
Толкование на Евангелие от Иоанна
Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих
Что пасти народ и пещись о спасении братий есть дело многоспасительное, как завершение любви, которая есть глава закона и пророков, этого никто не может отвергать. Ибо когда Господь до трех раз спрашивал Петра, любит ли он Его, и сей ответил: ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя; – тогда Господь, в ответ на это, вот что сказал ему: если любишь ты Меня, Петре, паси овцы Моя. Опять, что не следует всякому человеку, просто и как ни случилось, необдуманно брать на себя настоятельство над другими, – явно и это для всякого, у кого ум не омрачен совершенно. Впрочем, многие не знают ни того, что означает приведенное слово Господа, ни того, каким образом пасти овец Своих повелел Господь Петру. Но восходят дерзостно (увы!) на эту степень достоинства и не стыдятся самочинно пасти паству Христову, почему, если вам кажется благословным, обсудим, что означает это слово Господне и какой заключается в нем смысл.
Когда Господь сказал Петру: паси овцы Моя, то этим не на другое что указал, как на предстояние и попечение, коим подобает быть о стаде Христовом, посредством слова и учения. Это подтверждается другими словами, сказанными тому же Петру: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращся утверди братию твою (Лк.22:31-32). Ибо что значат слова: утверди братию твою? Вот что: собственным своим примером удостоверь их, что не должно отчаиваться, в какое бы кто прегрешение ни впал, ибо какое другое прегрешение хуже твоего, когда ты отвергся Меня, Владыки всяческих? Однако ж Я простил тебя тотчас, как только ты горько раскаялся, и, несмотря на то, что ты не имел дерзновения по причине отречения, Я по имени призвал тебя чрез Ангела прийти ко Мне вместе с другими Апостолами на гору Галилейскую, ни одним словом не укоряя тебя в отречении твоем. В сем-то, обращся, ты и утверди братию твою.
Паси овцы Моя. Но ведай, что ты будешь истинно пасти их не тогда, когда станешь переводить их с пажити на пажить, чтоб они утучнели телесно, как то делают пастыри бессловесных овец, не тогда также, когда будешь запирать их в стенах и ограждениях овчарных, но когда будешь научать их соблюдать все, что Я повелел. Это потом заповедал Господь особо и всем Апостолам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19-20), прибавив и еще: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16).
Паси, говорит, овцы Моя. Пастырь бессловесных овец не заботится о земледелии, ни о торговле, ни о домах, ни о яствах различных и многоценных, ни о славе и почести; нет ему дела и ни до чего другого мирского, и охоты не имеет он пользоваться тем; но, оставя все – и дом, и жену, и детей, – все свое попечение обращает на одну лишь паству свою, ради ее ночи проводя без сна и проходя с нею в отдаленные места, не имея ни крова, ни постели, перенося зной дня и хлад ночи и борясь с воздушными переменами; одних овец блюдет он и об них всестороннее имеет попечение. Но для тебя, пастыря словесных овец, возможно находиться под кровом дома, иметь одр, постель, трапезу, – и вместе с тем пасти и овец Моих. Как же пасти? – Уча их иметь ко Мне (говорит Господь) веру светлую, чистую, не колеблющуюся, и любить Меня от всей души и от всего сердца, как и Я возлюбил их, по любви к ним предав Себя на смерть и умерши за них. Доставляя же им, вместо пажити, животворную пищу Моих заповедей, объясняй им, что они тогда только будут вкушать животворность сей пищи, когда самым делом исполнять станут заповеди Мои, и побуждай их вкушать от сей пищи каждочасно, чтоб они были всегда насыщенными от Моих благ. А какие это Мои блага и какими делами они стяжаваются, сие познать научи их из следующих Моих слов: продадите имения ваша, и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеваемо на небесех (Лк.12:33). Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть (Мф.5:44). Да никтоже (из вас) зла за зло кому воздает (1Сол.5:15). Отпущайте, и отпустят вам (Лк.6:37). Аще ли же вы не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк.11:26; Мф.6:15). Станьте бедны деньгами, да будете богаты благодатию Святого Духа; презрите земную славу, чтоб получить небесную.
____
Толкование на Евангелие на Литургии
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 34-39 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Исусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Исуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Исус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Исус
Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли Исуса отойти от них. Ибо они боялись, чтобы еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Исуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Исуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Исусом, но покрываемый Его благодатью, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Не сказал: «что Я сотворил тебе», чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершенное дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему «Исус». Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог», а он рассказывает, что сделал ему «Исус». Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 14-15 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
Поскольку же они были люди простые и неученые, то чтобы они не смущались тем, что от них будут требовать отчета мужи мудрые, говорит, чтоб они об этом нисколько не заботились. Ибо вы от Меня получите вместе премудрость и благоречивость, так что все противящиеся, хотя бы соединились за одно, не возмогут противостоять вам ни по мудрости, то есть силе мыслей, ни по красноречию и непогрешительности языка. Часто иной искусен в составлении умозаключений и находчив в мыслях, но при шуме скоро смущается, и от того во время речи к народу все перемешивает. Но им, то есть апостолам, в обоих отношениях дана была благодать. Поэтому и священники изумлялись необычайной мудрости Петра и Иоанна, зная, что прежде они были люди простые (Деян.4,13). А Павлу Фест говорил: С ума сошел ты, Павел! «большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Деян.26,24).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 16-19 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши.
Сказав это и уменьшив их страх от неучености, Господь высказывает еще обстоятельство, необходимое и могущее поколебать души, именно: что они преданы будут друзьями и сродниками. Предсказывает о сем обстоятельстве для того, чтобы, случившись внезапно, оно не смутило их. Ибо оно сильно поражает душу, как и Давид говорит: «ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы;... но ты, который был для меня то же, что я» (Пс.54,13-14); и опять: «который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс.40,10).
Сказав это и то, что их будут ненавидеть и некоторых из них умертвят, присовокупляет величайшее утешение: «волос с головы вашей не пропадет». Вы, – говорит, – будете спасены, и ни малейшая частичка ваша не пропадет, хотя многим и будет казаться, что пропала; только нужно терпеть. Ибо терпением вы можете приобрести ваши души. Враг приступает, как бы с намерением взять в плен, и старается захватить ваши души, наведя на вас бедствия; но вы вместо серебра дайте терпение, и этим выкупом приобретете ваши души и не потерпите в них вреда. Обрати внимания на выражение: «некоторых из вас умертвят», и ты уразумеешь оное несколько глубже, именно: умертвят вас не всецело. Вы состоите из двух частей: души и тела. Не ту и другое, но одно у вас, то есть тело, умертвят, а души ваши вы терпением приобретете, Об этом Он и в другом месте сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить» (Мф.10,28).
Толкование на Евангелие от Луки
____
Толкование на Апостол.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 11-16 Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Исуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Исусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
Смотрите, какими письменами написал я вам моею рукою, об обрезании. А те, что желают льстить и хвалиться во плоти, то есть обрезанием, они принуждают вас обрезываться, дабы хвалиться вашим обрезанием, говоря так: вот, мы обрезываем тех, коих Павел учил не обрезываться. Мне же да не будет похвалы, если не одним только крестом Господа нашего Исуса Христа, в нем да будет похвала моя; ибо чрез него мир мне распят и я распят страданиями и гонениями на виду мира. Подлинно, во Христе Исусе ни обрезание что-либо может, ни необрезание, но только то, что человек есть новая тварь. И те, кои это правило благодати (благодатное) твердо содержат, мир будет на них, язычники ли то будут или Израильтяне Божии.
Послание к Галатам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Исуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира
«А я не желаю хвалиться, – говорит, – разве только крестом Господа нашего Исуса Христа». Конечно, это считается позорным, но только в мире и у неверных, а на небесах и у верных это величайшая слава. Так и бедность для других постыдна, для нас же она – похвала; и терпеть поругания для многих кажется смешным, а мы этим хвалимся. Точно так же и крест есть наша похвала. И не сказал он: «я же не хвалюсь», или: «я же не хочу хвалиться», но – «мне же да не будет», как бы отвращаясь чего, как безрассудного, и прося у Бога помощи, чтобы ему избежать этого. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что Христос ради меня принял зрак раба, и ради меня претерпел страдания, – ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным, и так возлюбил меня, что предал и Себя (на смерть). Что еще можно найти равное этому? Если рабы, получая только похвалу от своих господ, которые, будучи притом одного естества с ними, хвалятся этим, то как же не хвалиться нам, когда Владыка, истинный Бог, не постыдился претерпеть за нас крестную смерть? Поэтому и мы не будем стыдиться Его неизреченного милосердия к нам. Он не устыдился быть распятым за тебя, а ты стыдишься исповедывать Его бесконечное милосердие? В таком случае ты подобен тому узнику, который прежде не стыдился своего царя, а когда последний, придя к нему в темницу, снял с него оковы своими руками, стал из-за этого стыдиться его. Это было бы крайним безумием, так как этим особенно и надобно хвалиться.
«…Которым для меня мир распят, и я для мира». Миром он называет здесь не небо и землю, но дела житейские – похвалу от людей, почет, славу, богатство и все подобное, что кажется обыкновенно блистательным. «Все это, – говорит, – стало для меня мертво». Таков должен быть христианин, и эти слова он должен постоянно иметь на устах своих. Но (апостол) еще не был доволен только первым видом умерщвления, но присовокупил и другой, сказав: «и я для мира», указывая этим на двойное умерщвление, и как бы так говоря: «и это для меня мертво, и я, с другой стороны, мертв для этого; это не может овладеть мною или пленить меня, потому что раз и навсегда умерло для меня; и я не могу быть одержимым желанием его, так как и я мертв для этого». Нет ничего блаженнее подобного умерщвления, так как оно служит основанием блаженной жизни.
Толкование на послание к Галатам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Исуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
Но я желаю хвалиться единым спасительным крестом. Потому-то вся жизнь для меня излишня, но и я для нее излишен, потому что ожидаю жизни бессмертной.
Толкования на послание к Галатам
Авва Дорофей, прп. (†565)
для меня мир распят, и я для мира
И так, как мы сказали, Отцы принесли Богу, вместе с иными добродетелями, и дары: девство и нестяжание; и, как мы упомянули прежде, распяли себе мир. Но потом подвизались распять и себя миру, как говорит Апостол: мне мир распяся, и аз миру. Какое же между этим различие? Как мир распинается человеку, и человек миру? Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние (другим) и притом (от них); тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола: мне мир распяся; потом он прибавляет: и аз миру. Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самоуслаждений, или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий, и умертвит свои страсти: тогда и сам он распинается миру, и сподобляется сказать с Апостолом: мне мир распяся, и аз миру.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной
Я полагаю, что брань против плоти и крови - это та, которая называется искушением человеческим. А именно: когда плоть похотствует вопреки духу и побуждает нас к деланию дел своих, т.е. блудодеяния, нечистоты, невоздержания, идолослужения, вражды, раздоров, ревности, греха, споров, несогласия, разделений, козней, пьянства, бесчинства и прочего«. Потому [то, о чем говорит здесь апостол,] это не просто человеческое искушение или борьба против плоти и крови, когда сам сатана или преображается в ангела света (2Кор 11:14) и старается убедить нас, чтобы мы его почитали ангелом света, или делает нечто подобное, употребляя всякие усилия, ложные чудеса, и пророчества, и всякий неправедный обман. В самом деле, когда враг уловляет кого- либо, чтобы обмануть его, и утверждает в нем: Так говорит Господь, - то обманывает его не так, как плоть и кровь или искушение человеческое, а как начало и власть, правитель тьмы и духовное непотребство.
Следует знать также и то, что, за исключением этого места, мы не встречаем нигде - ни в Ветхом Завете, ни в Новом - слова κοσμοκράτωρ (мироправитель). Это слово апостол Павел составил сам, чтобы, вследствие необходимости, обращаясь к ефесянам, новым и невидимым предметам дать новое наименование [В Библии данный термин действительно используется только однажды - в Послании к Ефесянам, однако Иероним ошибается, полагая, будто апостол Павел изобрел это слово, поскольку оно встречается в орфической литературе: см. Orphei hynmi, ed. W. Quandt (Berlin: Weidmann, 1962); см. также соответствующее место в словаре H.G. Liddel and R. Scott, A Greek-English Lexicon, revised and augmented by H.S.Jones (Oxford: Oxford University Press, 1996), стр.984].
Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых духовных и невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных пространствах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя [небес]. Поэтому-то и птицы, летающие по воздуху, называются небесными…
Комментарий на Послание к Ефесянам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной
Мироправителями наименовал их апостол не потому, что от Бога приняли они начальство, но потому что добровольно возлюбили рабство живущих нерадиво. И божественный апостол подражает доблестному военачальнику, который с тем намерением, чтобы в воинстве его не было лености, описывает мужество врагов.
____
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat
