МЦCА СЕНТZБРZ@ ВЪ Е&I ДН&Ь
Недёлz по воз8дви1женіи, ѕ7i z по н7 це. Глaсъ, з7.
Попрaзднество воз8дви1женіz честнaгw кrтA [д7].
Ст&aгw великомyченика ники1ты [ѕ7].

Житие великомученика Никиты
Вмч. Никита, готф по происхождению, принял крещение и стал ревностным проповедником христианства среди соплеменников. После возвращения к власти язычников св. Никита был подвергнут многим пыткам и сожжён в 372 году. Его тело, чудесно уцелевшее в огне, было тайно погребено христианами, а позднее перенесено в Константинополь.
* * *
Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.
После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии.
ЕВАНГЕЛИЕ НА УТРЕНИ
Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
t луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, рGi.]. В0 времz џно, пeтръ востaвъ, течE к0 гробу, и3 при ни1къ ви1дэ ри1зы є3ди1ны лежaща, и3 tи4де, в8 себЁ дивsсz бhвшему. и3 сE двA t ни1хъ бёста и3дyща в8 т0йже дeнь, в8 вeсь tстоsщу стaдіи шестьдесsтъ t їєrли1ма, є4й же и4мz, є3ммаyсъ. и3 тA бесёдоваста к8 себЁ, њ всёхъ си1хъ приклю1чшихсz. и3 бhсть бесёдую щема и4ма, и3 совопрашaющемасz, и3 сaмъ ї©ъ прибли1 жисz, и3дsше с8 ни1ма. џчи же є3ю2 держaстэсz, да є3гw2 непознaета. речe же к8 ни1ма, что2 сyть словесA сіS, њ ни1хъ же стzзaетасz к8 себЁ и3дyща, и3 є4ста дрsхла; tвэщaвъ же є3ди1нъ, є3мyже и4мz кле0па, речE к8 немY,тh ли є3ди1нъ пришлeцъ є3си2 во їєrли1мъ, и3 не ўвёдэ бhвшихъ в8 нeмъ в0 дни сіS; и3 речE и4ма, кjихъ; nнa же рёста є3мY, ћже њ ї©э назарzни1нэ, и4же бhсть мyжь прор0къ си1ленъ дёломъ и3 сл0вомъ, прeд8 бGомъ, и3 всёми людьми2. кaко предaша є3гw2 ґрхієрeи и3 кнsзи нaши на њсуждeніе смeрти, и3 распsша є3гw2. мh же надёzхомсz, ћкw сeй є4сть хотS и3збaвити ї}лz. но и3 над8 всёми си1ми, трeтіи сeй дeнь и4мать днeсь, t нeли же сіS бhша. но и3 жены2 нёкіz t нaсъ ўжаси1ша ны2, бhвшіz рaнw ќгроба. и3 не њбрётше тэлесE є3гw2, пріид0ша гlюще. и3 kвлeніе ѓнGлъ ви1дэвше, и4же гlютъ є3гw2 жи1ва. и3 и3д0ша нёцыи t нaсъ к0 гробу, и3 њбрэ т0ша тaкw, ћкоже и3 жены2 рёша, самог0 же неви1 дэша. и3 т0й речE к8 ни1мъ, q несмhсленаz и3 к0снаz с®цемъ, є4же вёровати њ всёхъ ћже гlаша прор0цы. несіsли подобaше пострадaти хrтY, и3 в8ни1ти в8 слaву свою2. и3 начeнъ t мwmсez, и3 t всёхъ пррbкъ, сказaше и4ма t всёхъ писaніи ћже њ нeмъ. и3 прибли1жишасz въ вeсь, в8 ню1же и3дsста, и3 т0й творsшесz далечaйше и3ти2. и3 нyждаста є3гw2 гlюща, њблsзи с8 нaма, ћкw к8 вeчеру є4сть, и3 преклони1лсz є4сть дeнь. и3 в8ни1де с8 ни1ма њблежщи2. и3 бhсть ћкw воз8лежE с8 ни1ма, и3 пріи1мъ хлёбъ бlгослови2, и3 преломи1въ даsше и4ма. nнёма жеtверз0стэсz џчи, и3 познaста є3гw2, и3 т0й неви1димъ бhсть и4ма. и3 рек0ста к8 себЁ, не с®це ли нaю горS бЁ в8 нaю, є3гдA гlаше нaма на пути2, и3 ћкw скaзоваше нa ма писaніz. и3 востaвша в8 т0й чaсъ, воз8врати1стасz во їєrли1мъ, и3 њбрэт0ста совокyплены є3ди1ногw нaдесz те, и3 и4же бsху с8 ни1ми гlющихъ, ћкw вои1стину востA гDь, и3 kви1сz си1мwну. и3 тA повёдаста ћже бhша на пути2, и3 ћкw познaсz и4ма в8 преломлeніи хлёба. | Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк.24:12-16,18-20,32-35). |
ЕВАНГЕЛИЕ НА ЛИТУРГИИ
Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за ? , lз.] РечE гDь, и4же х0щетъ по мнЁ и3ти2, да tвeржетсz себE. и3 в0зметъ кrтъ св0й, и3 по мнЁ грzдeтъ. и4же бо ѓще х0щетъ дш7у свою2 спасти2, погуби1тъ ю5. ґ и4же погуби1тъ дш7у свою2 менE рaди и3 є3ђaліz, т0й спасeтъ ю5. кaz бо п0льза чlку, ѓще пріwбрsщетъ ми1ръ вeсь, и3 tщети1тъ дш7у свою2, и3ли2 что2 дaстъ человёкъ и3змёну на дш7и своeй; и4же бо ѓще постыди1тсz менE, и3 мои1хъ словeсъ, в8 р0дэ сeмъ прелюбодёйнэмъ и3 грёшнэмъ, и3 сн7ъ чlче скіи постыди1тсz є3гw2, є3гдA пріи1детъ во слaвэ nц7а своегw2 со ѓнGлы с™hми. и3 гlаше и4мъ, ґми1нь глаг0лю вaмъ, ћкw сyть нёцыи t здЁ стоsщихъ, и4же не и4мутъ в8куси1ти смeрти, д0ндеже ви1дzтъ цrтвіе б9іе пришeдшее в8 си1лэ. | И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:34-38).И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк.9:1). |
[є3ђaліе, t матfez. за?, Rє. под8 гла вY.РечE гDь при1тчю сію2, чlкъ нёкіи tходS, призвA своS рабы2, и3 предaстъ и4мъ и3мёніе своE. и3 џвому ќбо дaстъ пsть талaнтъ, џвомуже двA, џвомуже є3ди1нъ, комyждо проти1ву си1лэ є3гw2, и3 tи4де ѓбіе. шeдъ же пріeмыи пsть талaнтъ, дёла в8 ни1хъ, и3 сотвори2 другjz пsть талaнтъ. тaкожде и3 и4же двA, пріwбрёте и3 т0й другjz двA. пріeмыи же є3ди1нъ, шeдъ вкопA є3гw2 в8 зeмлю, и3 скры2 сребро2 господи1на своегw2. по мн0зэ же врeмени, пріи1де господи1нъ рaбъ тёхъ, и3стzзaсz с8 ними њ словеси2. и3 пристyпль пsть талaнтъ пріeмыи, принесE другjz пsть талaнтъ, гlz, гDи, пsть талaнтъ ми є3си2 прeдалъ, и3 сE другjz пsть талaнтъ пріwбрэ т0хъ и4ми. речe же є3мY гDь є3гw2, д0брыи рaбе бlгjи и3 вёрныи, њ мaлэ бhсть вёренъ над8 мн0гими тS по стaвлю, вни1ди в8 рaдость гDа своегw2. пристyпль же и3 и4же двA талaнта пріeмыи, речE, гDи, двA талaнта ми є3си2 прeдалъ, сE другaz двA талaнта пріwбрэт0хъ и4ма. речe же є3мY гDь є3гw2, д0брыи рaбе бlгjи и3 вёрныи, њ мaлэ ми бhсть вёренъ, над8 мн0гими тS постaвлю, вни1ди в8 рaдость гDа своегw2. пристyпль же и3 пріeмыи є3ди1нъ талaнтъ речE, гDи, вёдzхъ тz ћкw жeстокъ є3си2 чlкъ, жнeши, и3дёже несёzлъ є3си2, и3 собирaеши, ю4ду же нерасточи1лъ є3си2, и3 ўбоsвсz, шeдъ скрhхъ талaнтъ тв0й в8 земли2, и3 сE и4маши твоE. tвэщaвъ же гDь є3гw2, речE є3мY, лукaвыи рaбе и3 лэни1выи, вёдzше ћкw жнY и3дёже несёzхъ, и3 собирaю ю4дуже нерасточи1хъ. подобaше ќбw тебЁ вдaти сребро2 моE т0ржникwмъ, и3 пришeдъ ѓзъ, взsлъ бhхъ своE с8 ли1хвою; возми1те ќбw t негw2 талaнтъ, и3 дади1те и3мyщему дeсzть талaнтъ. и3мyщему бо вездЁ дано2 бyдетъ, и3 преи3збy детъ. t неи3мyщаго же, и3 є4же мни1тсz и3мёz, взsтобyдетъ t негw2. и3 неключи1маго рабA, в 8вeрзите во тмY кромёшную, тY бyдетъ плaчь и3 скрeжетъ зуб0мъ. сіS гlz воз 8гласи2, и3мёzи ќши слhшати, да слhшитъ. | Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Мф.25:14-18,22,26-30)! |
[є3ђaліе, t матfez. за?, lѕ.] РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, сE ѓзъ посылaю вaсъ, ћкw nвцA посредЁ волкHвъ. бyдите ќбw мyдри ћкw ѕміS, и3 цёли ћкw г0лубіе. внемлёте же t человёкъ, преда дsтъ бо вы2 на с0нмы, и3 на соб0рищахъ и4хъ бію1тъ вaсъ. и3 пред8 владhки же и3 цари2 ведeни бyдэте менE рaди, во свидётельство и4мъ, и3 kзhкwмъ. є3гдa же пре даю1тъ вы2, непецhтесz кaкw и3ли2 что2 воз8гlете. дaстъ босz вaмъ в8 т0й чaсъ, что2 воз8гlете. не вh бо бyдете гlющіи, но д¦ъ nц7а вaшегw глаг0лzи в8 вaсъ. предaстъ же брaтъ брaта на смeрть, и3 nц7ъ чaдо. и3 востaнутъ чaда на роди1телz, и3 ўбію1тъ и4хъ. и3 бyдете ненави1дими всёми, и4мене моегw2 рaди. претерпёвыи же до концA, т0й спасeнъ бyдетъ. | Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф.10:16-22). |
АПОСТОЛ
къ галaтwмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за ? , ©г.] Брaтіе, ви1дэвше, ћкw не њправди1тсz чlкъ t дёлъзак0на, но т0кмо вёрою ї©ъ хrт0вою. и3 мы2 во хrтA ї©а вёровахомъ, да њправди1мсz t вёры хrт0вы, ґ не t дёлъ зак0на, занE не њправди1тсz t дёлъ зак0на всsка пл0ть. ѓще ли и4щуще њправдaтисz њ хrтЁ, њбрэт0хомсz и3 сaми грёшницы. хrт0съ ќбw грэхy ли служи1тель; да небyдетъ ѓще бо ћже разори1хъ, сіS пaки созидaю, престyпника себE пред8ставлsю. ѓзъ бо зак0 номъ зак0ну ўмр0хъ, да бGови жи1въ бyду. хrт0ви с8распsхсz. живy же не к8 томY ѓзъ, но живeтъ во мнЁ хrт0съ. ґ є4же нhнэ живY в0 плоти, вёрою живY сн7а б9іz, воз8люби1вшагw менE, и3 предaвшагw себE по мнЁ. | однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:16-20). |
[къ кори1нfwмъ. за ? , рп7а. под8 главY.] Поспёш ствующе же м0лимъ, невотщE бlгодaть б9ію пріsти вaмъ; гlетъ бо, в0 времz пріsтнw послyшахъ тебE, и3 в8 дeнь спасeніz помог0хъ ти. сE нhнэ врeмz бlго пріsтнw, сE нhнэ дн7ь спасeніz. ни є3ди1но ни в8 чeмъ же даю1ще претыкaніе, да служeніе беспор0чнw бyдетъ. но во всeмъ пред8ставлsюще себE ћкоже б9іz слуги2. в8 терпёніи мн0зэ. в8 ск0рбэхъ, в8 бэдaхъ, в8 тэснотaхъ, в8 рaнахъ, в8 темни1цахъ, в8 нестроeніихъ. в8 трудёхъ, во бдёніихъ. в8 пощeніихъ, во њчищeніихъ. в8 рaзумэ, в8 долготерпёніи. в8 бlгости, в 8 д©э с™э. в8 любви2 нелицемёрнэ, в8 словеси2 и4стины, в8 си1лэ б9іи. nрyжіи прa вды, деснhми и3 шyими. слaвою и3 бесчeстіемъ. гаждe ніемъ, и3 бlгохвалeніемъ. ћкw лестьцы2, и3 и4стинни. ћкw незнaеми, и3 познавaеми. ћкw ўмирaюще, и3 сE жи1ви є3смы2. ћкw наказaеми, ґ не ўмерщвsеми. ћкw скорбsще, пrно же рaдующесz. ћкw ни1щи, ґ мн0гихъ богaтzще. ћкw ничт0же и3мyще, ґ всS содержaще. | Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным (2Кор.6:1-3,10-15)? |
[къ тимофeю. за?, с§в.] Чaдо тимоfeе, возмогaй, њ бlгодaти, ћже њ хrтЁ ї©э. и3 ћже слhша t менE мн0гими свидётели, сіS предaждь вёрнымъ чlкwмъ, и4же дов0льни бyдутъ и3 и3нhхъ научи1ти. ты2 ќбw постражи2 ћкw д0бръ в0инъ хrт0въ. никт0же бо в0инъ бывaz њбzзaетсz кyплz ми житeйскими, да воєв0дэ ўг0денъ бyдетъ. ѓще же и3 пострaжетъ кто2, невэнчaетсz, ѓще незак0ннw мyченъ бyдетъ. тружaющемусz дёлателю прeжде подо бaетъ t плодA вкуси1ти. разумёй ћже глаг0лю. дaстъ бо тебЁ гDь рaзумъ њ всeмъ. поминaй гDа ї©а хrтA востaвшагw t мeртвыхъ, t сёмене дв7дова по бlговэ ствовaнію моемY. в8 нeмъ же ѕло2 стражY до ќзъ ћкw ѕлодёй. но сл0во б9іе невsжетсz. сегw2 рaди всS терплю2 и3збрaнныхъ рaди, да и3 тjи спасeніе ўлучaтъ є4же њ хrтЁ ї©э со слaвою вёчною. | Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою (2Тим.2:1-10). |
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ПАРЕМИИ, ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 13-32 И се, два от них беста идуща в тойже день в весь отстоящу стадий шестьдесят от Иерусалима, ейже имя Еммаус: и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся. И бысть беседующема има и совопрошающемася, и Сам Иисус приближився идяше с нима: очи же ею держастеся, да Его не познаета. Рече же к нима: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла; Отвещав же един, емуже имя Клеопа, рече к Нему: Ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не уведел еси бывших в нем во дни сия; И рече има: киих; Она же реста Ему: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми: како предаша Его архиерее и князи наши на осуждение смерти и распяша Его: мы же надеяхомся, яко Сей есть хотя избавити Израиля: но и над всеми сими, третий сей день есть днесь, отнелиже сия быша: но и жены некия от нас ужасиша ны, бывшыя рано у гроба: и не обретшя телесе Его, приидоша, глаголющя, яко и явление Ангел видеша, иже глаголют Его жива: и идоша нецыи от нас ко гробу и обретоша тако, якоже и жены реша: Самаго же не видеша.И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы: не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою; И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех писаний яже о Нем. И приближишася в весь, в нюже идяста: и Той творяшеся далечайше ити: и нуждаста Его, глаголюща: облязи с нама, яко к вечеру есть, и приклонился есть день. И вниде с нима облещи. И бысть яко возлеже с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има: онема же отверзостеся очи, и познаста Его: и Той невидимь бысть има. И рекоста к себе: не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писания
Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским
Для разумеющих важное поучение в нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути, и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на древе, так возмутились, что забыли Его учение, не ожидали воскресения, не понимали обетования. Мы, говорят, надеяхомся, яко сей есть хотя избавити израиля (Лк. 24, 21). Вы надеялись, ученики! теперь, значит, не надеетесь? Вот Христос живет, а надежда в вас мертва. Истинно Христос живет. Но живущий обретает сердца учеников мертвыми. Очам их Он и явился и не явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим, когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали. Очи ею, сказано, держастеся, да Его не познаста (Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но держастеся, да не познают.
Где же, братие, угодно было Господу быть познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте, восхотел Он быть познанным — для нас; ибо знал, что мы не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его плоть. Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь. — Они, когда потеряли веру, потеряли и надежду. Шли мертвые с живым, шли мертвые с самою жизнию. С ними шла жизнь, но в сердцах их не была обновлена жизнь. Хочешь ли же ты иметь жизнь? Поступи так, как поступили они, да познаешь Господа. Ученики приняли Его для угощения. Господь казался идущим в дальний путь, а они удержали Его, сказав Ему, когда дошли до своего места: облязи с нами, яко к вечеру есть, и преклонился есть день. Удержи и ты странника, если хочешь познать Спасителя. Что отнято неверием, возвращено гостеприимством. Господь убо явил Себя в преломлении хлеба. Научитесь же, где искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в нынешнем чтении, нежели неразумеющие.
Господь после того, как был познан, сокрылся. Отошел от них телом Тот, Кого они содержали верою. Так удалился Он телом и от всей церкви и вошел на небо, да созидается вера. Ибо, если ты знаешь только то, что видишь, то где вера? А если веруешь и тому, чего не видишь, то увидя возрадуешься. Да созидается вера, ибо возвратится видение. Придет то, чего не видим, придет, братие, придет: но смотри, каким тебя найдет. Придет то, о чем говорят: где оно, когда, как существует? когда будет, когда придет? Будь уверен, — придет, и придет, хотя бы ты не хотел того. Горе тем, кои не веровали, — тогда будет великий страх; но велика радость для тех, кои веровали. Возрадуются верные, постыдятся неверные. Верные скажут: благодарим Тебя, Господи; истинно то, что мы слышали, истинно, чему верили, на что надеялись и что зрим теперь. Но неверные скажут: где то, почему мы не верили? Где то, почему, что читали нам, почитали мы неправдою? Да восхвалятся убо те, кои не видят и веруют: ибо когда увидят, возрадуются. Для нашего спасения восприял Господь плоть, во плоти приял и смерть. Воскресши же в третий день, более не умирает: прияв паки существо плоти, первый показал нам пример нетленного воскресения. Потом, восшедши в той же плоти ко Отцу, сидит одесную Бога, имея общение властию в суде Отца, и мы чаем пришествия Его на суд живым и мертвым. Да веруем убо и о себе, что приимем от самой персти ту же плоть, те же кости, тоже, и навсегда, устройство членов. Все воскреснем, но не все возрадуемся. Яко грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28, 29).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 17-18 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
Господу, являющемуся в виде спутника, Клеопа делает упрек и говорит: «неужели Ты один из пришедших», то есть, неужели ты один из жителей Иерусалима не знаешь о случившемся? Иные, впрочем, слова: «из пришедших» («пришелец еси») понимали так: неужели ты один только пришлец и живешь вне Иерусалима, и так безучастен к происходящему в нем, что не знаешь о сем?
_______________________________________________
Августин Аврелий, блж. (†430)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (ср. МФ. 16:24, Лк. 9:23)! Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить… Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь (ср. Мф. 11:29-30).
Проповеди.
Проповеди на Книгу Бытия
Последуй скорее этому наставлению, мой драгоценный друг: возьми крест свой и следуй за Господом (ср. Мф. 16:24, Лк. 9:23). Когда обратил я внимание на то, что домашние заботы отвлекают тебя от занятий божественным, то понял, что скорее крест твой несет и направляет тебя, нежели ты несешь его. Господь, повелевающий нам нести крест наш, дабы беспрепятственно следовать за Ним, разве не смертность плоти нашей крестом обозначает? Это она распинает нас, доколе смерть не поглотит ее победно (ср. Ис. 25:8, Ос. 13:14, 1Кор. 15:54-55). Значит, сам крест этот должен быть распят и пронзен гвоздями страха Божьего; иначе другой крест, сопротивляющийся распущенным и свободным членам нашего тела, мы не сможем нести. Следовать Господу можно только неся крест; как же ты будешь следовать за Ним, если ты не Христов?
Послания.
Послания
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека: если бы он тогда не возлюбил себя превратным образом, и вместо этого поставил бы Бога выше себя, и решил бы быть в подчинении у Бога, то не отверг бы он Бога и не поступил бы по своей собственной воле (ср. Быт. 3).
Что значит: «Пусть возьмет свой крест»? - Пусть несет тяготы и так будет следовать за Мной. И как начнет следовать нравам Моим и наставлениям, то появится у него много противников, много препятствующих и много не просто насмешников, но даже гонителей. И это будут не только язычники, что вне Церкви, но и те, кто, находясь внутри Ее, совершают дела порочные, ставя себя вне Ее. Такие люди хвалятся именем христиан, однако сами постоянно преследуют добропорядочных христиан (ср. Мф. 5:11). В организме Церкви они то же самое, что скверные жидкости внутри тела (ср. 2Пет. 2:1-3). Ты же, если хочешь идти за Христом, не медли, неси крест Его: со злыми будь терпелив и не падай. Да не соблазнит тебя лживое счастье злых людей. Христа ради ты должен все презреть, дабы тебе заслужено стать Его соучастником.
Куда же нам следовать за Ним, как не туда, куда Он ушел? Ведь мы знаем, что Он воскрес и взошел на небо; туда нам и нужно следовать за Ним (ср. Ин. 3:13-15, Рим. 10:6). Ясно, что не стоит отчаиваться, ибо так Он Сам обещал; ведь сам человек, этого никак не может… А кто желает идти за Христом, тот пусть прислушается к словам апостола. «Если кто говорит, что пребывает во Христе, то он должен ходить, как ходил Христос» (ср. Кол. 2:6, 1Ин. 2:6). Хочешь ли следовать за Христом? Тогда будь смиренным, каким Он был, и не презирай Его смирения, если хочешь дойти до Его величия. Тернистой стала дорога, когда человек согрешил, однако она выровнялась, когда по ней Своим воскресением прошел Христос, превратив теснейшую стезю в царственный путь. По этому пути ступают двумя ногами, то есть смирением и любовью. Всех влечет вершина, но смирение - первый шаг. Что ты идешь непомерным шагом? Ты хочешь упасть, а не взойти. Начни с первого шага, то есть со смирения, и ты уже совершил восхождение.
Проповеди.
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека: если бы он тогда не возлюбил себя превратным образом, и вместо этого поставил бы Бога выше себя, и решил бы быть в подчинении у Бога, то не отверг бы он Бога и не поступил бы по своей собственной воле (ср. Быт. 3).
Что значит: «Пусть возьмет свой крест»? - Пусть несет тяготы и так будет следовать за Мной. И как начнет следовать нравам Моим и наставлениям, то появится у него много противников, много препятствующих и много не просто насмешников, но даже гонителей. И это будут не только язычники, что вне Церкви, но и те, кто, находясь внутри Ее, совершают дела порочные, ставя себя вне Ее. Такие люди хвалятся именем христиан, однако сами постоянно преследуют добропорядочных христиан (ср. Мф. 5:11). В организме Церкви они то же самое, что скверные жидкости внутри тела (ср. 2Пет. 2:1-3). Ты же, если хочешь идти за Христом, не медли, неси крест Его: со злыми будь терпелив и не падай. Да не соблазнит тебя лживое счастье злых людей. Христа ради ты должен все презреть, дабы тебе заслужено стать Его соучастником.
Куда же нам следовать за Ним, как не туда, куда Он ушел? Ведь мы знаем, что Он воскрес и взошел на небо; туда нам и нужно следовать за Ним (ср. Ин. 3:13-15, Рим. 10:6). Ясно, что не стоит отчаиваться, ибо так Он Сам обещал; ведь сам человек, этого никак не может… А кто желает идти за Христом, тот пусть прислушается к словам апостола. «Если кто говорит, что пребывает во Христе, то он должен ходить, как ходил Христос» (ср. Кол. 2:6, 1Ин. 2:6). Хочешь ли следовать за Христом? Тогда будь смиренным, каким Он был, и не презирай Его смирения, если хочешь дойти до Его величия. Тернистой стала дорога, когда человек согрешил, однако она выровнялась, когда по ней Своим воскресением прошел Христос, превратив теснейшую стезю в царственный путь. По этому пути ступают двумя ногами, то есть смирением и любовью. Всех влечет вершина, но смирение - первый шаг. Что ты идешь непомерным шагом? Ты хочешь упасть, а не взойти. Начни с первого шага, то есть со смирения, и ты уже совершил восхождение.
Проповеди.
____________________________________
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 14-30 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит
Если же у евангелиста Луки в притче о талантах говорится другое, то я скажу на это, что об одном говорит одна притча, о другом другая. В притче у Луки от одинаковой суммы проистекли различные выгоды, потому что от одной мины иной приобрел пять, иной - десять, каждый потому различную получил и награду; здесь же напротив, и потому награда одинакова. Кто получил два таланта, тот и приобрел два; равно и тот, кто получил пять, пять и приобрел; а там, так как от одинаковой суммы один приобрел более, другой менее, то по всей справедливости они не удостаиваются и одинаковой награды. Но заметь, что везде не вскоре требуется отчет. Так, отдавши виноградник земледельцам, хозяин удалился, равно и здесь, раздав деньги, ушел; и все это для того, чтобы показать нам Свое долготерпение. Мне же кажется еще, что Христос этим делает намек на воскресение. Но здесь не земледельцев только и виноградник имеет Он в виду, а всех вообще делателей, потому что Он рассуждает не с начальниками только и иудеями, но со всеми вообще. Возвращающие деньги чистосердечно признаются, что они приобрели и что взяли у господина. Один говорит: господи, пять талант ми еси предал (ст. 20); а другой - два; и показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его, все ему приписывая. Что же говорит на это господин? Добре, благий рабе (так как заботиться о пользе ближнего свойственно доброму), и верный: в мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость господа твоего (ст. 21). Этими словами Он показывает полное блаженство. Но один из них не так говорит; а как же? Ведех тя, яко жесток еси человек: жнеши, идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси; и убоявся, шед скрых талант твой в земли, и се имаши твое (ст. 24-25). Что же сказал ему господин его? Подобаше тебе вдати сребро мое торжником (ст. 27), то есть, нужно тебе было с ними посоветоваться и уговориться. «Но они не слушают меня?» Это не твое дело. Какие слова могут быть снисходительнее?
Люди не так поступают, но самого заимодавца заставляют требовать. Царь же иначе; он говорит: надлежало тебе отдать, а истребование предоставить мне. Аз взял бых с лихвою, - разумея лихву проповеди - явление дел. Тебе надлежало сделать более легкое, а мне оставить более трудное. Но так как раб этого не исполнил, то господин и говорит: возмите от него талант, и дадите имущему десять талант. Имущему бо дано будет, и преизбудет; от неимущаго же, и еже имеет, взято будет от него (ст. 28-29). Что же это показывает? Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радит о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил. Впрочем, празднолюбца кроме этой потери ожидает еще невыносимое мучение, и вместе с мучением приговор страшного осуждения. Неключимаго раба вверзите, говорит он, во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом (ст. 30). Видишь ли, что не только хищник, любостяжатель и делающий зло подвергается ужаснейшему мучению, но и тот, кто не делает добра? Итак, будем внимать словам этим. Пока есть время, будем стараться о нашем спасении; запасем елей для светильников; будем приобретать на талант. Если здесь будем ленивы и станем жить беспечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы пролили реки слез. Одетый в нечистое платье обвинил самого себя, - и однакож не получил никакой пользы. Имевший один талант возвратил вверенное ему серебро, - и однако был осужден. Умоляли также и девы, приступали и стучались, - и все тщетно и напрасно. Итак, зная это, употребим и деньги, и старание и покровительство, и все на пользу ближнего. Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, - или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное.
Беседы на Евангелие от Матфея
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 26-28 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов
То, в чем он видел оправдание для себя, обращается в вину для него. Но он называется еще рабом злым, лукавым, потому что он произнес хулу против Господа. Он ленивый, потому что не захотел удвоить таланта, так что за первое обвиняется в гордости, а за второе - в нерадивости. «Если, - говорит Он, - ты признаешь, что Я суров и жесток и гоняюсь за чужим, и пожинаю там, где не сеял, то почему мысль об этом не внушила тебе страха, чтобы ты мог знать, что Я буду искать своего гораздо заботливее, и отдать деньги мои, или серебро, торговцам; ведь на греческом и то, и другое значение заключается в слове άργύριον. Слова Господни, - говорит псалмопевец, - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс. 11:7). Итак, деньги и серебро это есть проповедование Евангелия и слово Божие, которое должно быть вручено торгующим и меновщикам, что значит: или остальным учителям (это делали и апостолы, поставляя по отдельным странам пресвитеров и епископов), или всем тем верующим, которые могут удвоить сокровище и возвратить с прибылью, т. е. через исполнение делом того, что они изучили словесно. А отнимается талант и дается тому, кто создал десять талантов, с той целью, чтобы мы понимали, что хотя и в том, и другом труде, - т. е. и в труде того, кто пять обратил в десять, и того, кто два - в четыре, одинакова радость Господа, однако тому, который более потрудился над сокровищем от Господа, должна быть дана большая награда. Потому апостол и говорит: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим. 5:17). Из того, что дерзнул сказать злой раб: «Жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не разбросал», мы понимаем, что Господь принимает добрую жизнь и язычников и философов, и иначе относится к тем, которые проводят жизнь праведно, а иначе к тем, которые живут неправедно и по сравнению с тем, который служит естественному закону, осуждает тех, которые не радеют о законе писанном.
Толкование на Евангелие от Матфея
_____________________________________
Антоний Великий, прп. (†356)
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Вопрос. Что имеет в виду Господь, когда повелевает нам быть мудрыми равно проклятой змее, говоря: «Будьте мудры как змеи, и кротки как голуби»?
Ответ. Мудрыми как змеи Господь нам повелевает быть во всякой напасти и искушении, сохраняя свою главу, а глава Церкви – Христос. Ибо, как сказал Апостол, змея, будучи настигнута преследующими ее людьми, все тело подставляет под удары, но, действуя мудро, сохраняет голову невредимой: остановившись и замерев, она свивается в клубок; при этом в середине оказывается голова, как стеной охраняемая телом. Так же мудро она сбрасывает старую кожу, как бы освобождаясь от ветхости, тем самым велит нам, отягощенным узким и полным несчастий путем, совлечься ветхого человека и облечься в нового, таким образом обновившись. Кроме того, можно для своей пользы подражать ее изобретательности: как она лестью ввела нас в преступление и падение, так мы должны в ближних всевать то, что относится к вере. […]
Иисус Христос, когда раб бил Его во время добровольного Его страдания, не ответил, хотя и тьмы Ангелов Ему служили. Апостол Павел, подражая Ему, когда получил от иудеев единым разом сорок пять ударов, показывал, как мы долготерпим равно Богу. Тот, кто одноименной жизни в Боге причащается, удален от гнева, ибо любое совершенное делание добра – это Бог. Бог прекрасно именуется долготерпеливым, ибо Он далек от гнева. И внешние учения почитают это: так, Сократ – законодатель афинского учения, будучи избит, не отомстил. Антисфен, когда какой-то злохульник искалечил его лицо, ничего не сказав, ушел, но только написал на лице имя ударившего, чтобы не думали видящие, что он одержим или пьян. Эпиктету лютый хозяин перебил голень. И у многих философов учением было молчание в бедствиях – оно было владыкой для владыки по мудрости. Мы не можем ослабнуть от того, что нас оскорбляют. Но последуем за Творцом своим и всего: если встретится разнузданный раб, который даст пощечину, то мы скажем ему словами Божиими: «Если я говорил плохое, то свидетельствуй об этом плохом, а если хорошее, то почему ты меня бьешь?» (см. Ин. 18:23) Так противник будет словно ранен стрелою долготерпения и, отказавшись от дерзости языка и поведения, во всем будет воздавать благодарность. А виновник этого отказа обучится не налетать и не дерзать на худшее, желая большой платы за труды, но будет сдерживаться о большем, и не брать дополнительной суммы. Разве труды не становятся совершенными, когда есть свидетельства: «Страдания этого времени не стоят откроющейся славы» (см. Рим. 8:18), – сказал много раз пострадавший ради Христа и все в настоявшем имевший великий Апостол.
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 213
Василий Великий, свт. (†379)
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
«Будите мудри яко змия», может быть, в том отношении, что змея благоразумно и смышлено совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть с себя кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду тело ее сжато, и таким образом, протесняясь чрез него, скидывает с себя старость. Так, может быть, слово сие и от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, совлекались мы ветхого человека и облекались в нового и чтобы юность наша обновлялась «яко орля» (Пс. 102, 5).
Толкование на книгу пророка Исаии
Вопрос. Кто мудр, как змея, и цел, как голубь?
Ответ. Мудр, как змея, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешно привести слушателей к благопокорности. А цел, как голубь, кто не держит и в мысли, чтобы мстить злоумышляющему, но продолжает ему благодетельствовать, по заповеданному Апостолом: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2Сол.3, 13). Ибо Господь заповедует это ученикам, посылая их на проповедь, где была потребность и в мудрости для убеждения, и в незлобии к злоумышляющим, чтобы, как некогда змий умел и подойти с лицом льстивым и говорить увлекательно для отторжения от Бога и для подчинения греху, так и мы избирали себе и лице, и место, и время, и всеми мерами устроили «словеса… на суде» (Псал.111, 5) для отторжения от греха и для подчинения Богу, а в искушениях соблюдали терпение до конца, как написано (Матф.24, 13).
_____________________________________
Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Сам Господь говорит: Кто постыдится Меня… того постыдится и Сын Человеческий. А христианин ли тот, кто себя таковым считает, но христианином быть стыдится или испытывает боязнь? Как может быть со Христом тот, кто приблизиться ко Христу стыдится или же опасается?
О падших.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Сын не делит славу с Отцом, но имеет всю славу Отца, как и Отец имеет всю славу Сына (ср. Ин. 17:5).
Опровержение исповедания Евномия.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Поскольку Он стал человеком, соделав Себе плоть от Святой Девы, то мы, следуя смыслу домостроительства, утверждаем, что Тот, Кто стоял превыше страдания как Бог, пострадал собственной плотью по Своему человечеству. Ибо если, будучи Богом, Он стал человеком, однако никоим образом не отдалился от бытия в качестве Бога; если Он стал частью творения, но, тем не менее, остался превыше творения; если, будучи Законодателем как Бог, Он сделался подзаконным (ср. Гал. 4:4), однако по-прежнему остался Законодателем и, будучи Владыкой по Божеству, принял образ раба (ср. Фил. 2:7), но Владычнее достоинство сохранил неутраченным; если, будучи Единородным, Он стал первенцем среди многих братьев (ср. Рим. 8:30) и по-прежнему есть Единородный, - то что удивительного, если Он, пострадав плотью по человечеству, по Божеству и после этого мыслится бесстрастным? Вот и всемудрый Павел говорит, что Слово, бывшее в образе Бога и Отца и в равенстве с Ним, то же Слово стало послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:6-8).
________________________________
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 15-21 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер
Но мы по природе Иудеи, опытные в законе, узнали, что не оправдывается человек от дел закона, как только чрез веру Иисуса Христа, и потому мы оставили закон и уверовали во Иисуса Христа, дабы оправдаться нам от веры (верою), а не от дел (делами) закона, потому что от закона (законом) никто не может оправдаться, так как не может исполнить его. Если же мы, ища оправдания (оправдаться) во Христе, оказываемся и сами грешниками, так как не исполняются некоторые предписания закона: то неужели Иисус Христос греха служитель был, поелику Он упразднил заповеди, кои осуждали нарушавших оные? Да не будет. Ведь (ибо) если то, что разрушил я (и так поступал) до настоящего времени, с сего дня и потом опять сие созидаю, то таким образом преступником заповеди себя представляю, ибо возвращаюсь к соблюдению того, что не вполне разрушил. Но я для всех заповедей закона умер, дабы Богу жить. Как же это? Так, что живу уже не так, как прежде, по закону, но верою Сына Божия живу. Не отвергаю благодать Божию, которая дана мне чрез Крест; ибо если чрез закон правда, как говорите вы, то следовательно напрасно Христос умер.
Послание к Галатам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 18-21 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер
«Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником». Посмотри на благоразумие Павла. Иудеи хотели показать, что не соблюдающий закона есть преступник; а он говорит совершенно противное и показывает, что исполняющий закон есть преступник, и не только веры, но и самого закона, так как под словами «снова созидаю, что разрушил» он разумеет закон. А слова его имеют такой смысл: «Закон потерял свою силу, и мы подтвердили это тем, что, оставивши его, прибегли к спасению верою. Поэтому, если мы усиливаемся восстановить закон, то этим самым становимся преступниками, так как упорно хотим соблюдать то, что отменено самим Богом». Далее показывает и то, каким образом отменен закон. «Законом я умер для закона» (Гал. 2:19). Эти слова имеют двоякий смысл: или он говорит о законе благодати, потому что и благодать он обыкновенно называет законом, например, когда говорит: «закон Духа жизни… освободил меня» (Рим. 8:2), или же разумеет здесь великий закон, желая показать, что через этот же самый закон он умер закону, то есть: «Самый закон убедил меня больше не следовать ему. И если после этого буду следовать ему, то этим самым нарушу его». Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, как меня, – Его слушайте» (Втор. 18:15). Таким образом, те, которые не повинуются Христу, преступают закон. Но мы можем и иначе понимать слова: «Законом я умер для закона». Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его. И смотри, с какою осторожностью он и здесь восстает против закона: он не сказал: «закон умер для меня», но – «я умер для закона». А эти слова имеют такой смысл: «Подобно тому как для бездушного и мертвого является невозможным повиноваться заповедям закона, точно так же и для меня, умершего от клятвы закона, – потому что я умер чрез то, что говорит он. Следовательно, он более не должен требовать повиновения от умершего, которого и сам он умертвил, и притом смертью не только телесною, но и духовною, чрез которую подверг и телесной». А что он говорит именно это, ясно показал из последующего. «Чтобы жить для Бога, – говорит он, – я сораспялся Христу». Так как он сказал: «я умер», то, чтобы кто не сказал ему: «как же ты жив?» – он и представил причину жизни, и показал, что хотя закон и умертвил его живого, но Христос, восприняв мертвого, оживотворил чрез смерть Свою; и этим показывает двойное чудо – во-первых, (Христос) оживотворил мертвого, и во-вторых, чрез смерть даровал жизнь. Под смертью он разумеет здесь жизнь, потому что это именно показывают слова его: «чтобы жить для Бога, я сораспялся Христу». «Но каким образом, – скажет кто-нибудь, – он сораспялся, когда был жив и дышал? Что Христос был распят, это ясно; но как ты и распялся и живешь?» Смотри, как он изъясняет и это, говоря: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Сказав: «я сораспялся Христу», он указал на крещение, словами же «и уже не я живу», – на последующий затем образ жизни, которым умерщвляются наши уды. Что же значит: «живет во мне Христос»? «То, – говорит, – что я ничего не делаю, что не угодно Христу». Подобно тому как под смертью он разумеет не обыкновенную смерть, но смерть из-за грехов, точно также и под жизнью разумеет освобождение от них (грехов), потому что по Боге невозможно жить иначе, как умерши для греха. «И вот, как Христос претерпел смерть телесную, так и я смерть по отношению к греху. Умертвите, – говорит, – земные члены ваши, каковы суть блуд, нечистота, прелюбодеяние» (Кол. 3:5), и еще: «…ветхий наш человек распят» (Рим. 6:6), что совершилось в купели крещения. После этого, если ты будешь оставаться мертвым для греха, то будешь жить Богу, если же снова воскреснешь для греха, то ты потеряешь эту жизнь. Но Павел не таков, он оставался во всю жизнь мертвым (греху). «Итак, если я, – говорит он, – живу для Бога другою жизнью, чем какою жил в законе, и сделался мертв для закона, то ничего уже не могу исполнять из закона.
Смотри, как правильна его жизнь, и особенно подивись этой блаженной душе! Он не сказал – «жив я», но – «живет во мне Христос». Кто дерзнет оспаривать истину этих слов? В самом деле, так как он проявил совершенное послушание Христу, отказался от всего временного и все делал по воле Его, то и не сказал – «я живу для Христа», но, что гораздо важнее: «живет во мне Христос». Подобно тому, как грех, овладев человеком, сам живет в нем, направляя душу его по своему желанию, точно так же, если с умерщвлением греха человек делает благоугодное Христу, то такая жизнь является уже не жизнью человека, но живущего в нас, т. е. Действующего и управляющего (Христа). А так как он сказал – «сораспялся», и – «и уже не я живу, но умер», и многим казалось, что он говорит невероятное, то и присовокупил: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». «То, что сказано мною, – говорит, – относится к духовной жизни: если же кто хочет узнать и настоящую плотскую мою жизнь, то и таковая стала возможной для меня только чрез веру во Христа. Что касается до прежнего образа жизни и закона, то я достоин был величайшего наказания, и давно уже надлежало бы мне погибнуть: потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23), и Христос искупил нас уже приговоренных к смерти, искупил тогда, когда мы находились уже в ожидании скорого исполнения этого приговора и когда все мы были уже мертвы, если не в действительности, то по смертному о нас приговору. И после того уже, как закон осудил нас и Бог приговорил к смерти, Христос, пришедши и предав самого Себя на смерть, освободил всех нас от смерти. Поэтому, что ныне живу во плоти, то живу верою. А если бы не было этого, то ничто не могло бы воспрепятствовать всеобщей погибели, как это случилось и во время потопа; только пришествие Христа, отвративши гнев Божий, дало нам возможность жить верою». А что действительно он говорит это, выслушай следующее далее – сказавши: «а что ныне живу во плоти, то живу верою», он прибавил еще: «в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Что ты делаешь, Павел, присваивая общее всем себе и относя исключительно к себе то, что сделано за весь мир? В самом деле, он не сказал – «возлюбившего нас», но – «возлюбившего меня». Евангелист между тем говорит: «так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16), да и ты сам в другом месте говоришь: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его, – не за тебя, но – за всех» (Рим. 8:32); и еще: «чтобы приобрести себе народ особенный» (Тит. 2:14). Итак, что же значит сказанное им здесь? Представив себе всю безнадежность человеческого естества и неизреченное попечение Христа, а равно и то, от чего он освободил нас и что даровал нам, он, будучи объят пламенем любви к Нему, и говорит таким образом. Так и пророки часто называют общего всем Бога своим, говоря: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» (Пс. 62:2). Кроме того, этим он хотел показать, что каждый из нас столь же справедливою благодарностью обязан Христу, какою (он был обязан), если бы Он пришел и для него одного. Ведь Он не отказался бы принять на Себя таковое ходатайство и за одного, потому что и каждого человека в отдельности он любит в такой же мере, как и весь мир. Притом, хотя жертва была принесена за всю природу и достаточна была для спасения всех, но воспользовались благодеянием ее одни уверовавшие. И то обстоятельство, что не все обратились (ко Христу), во всяком случае не могло удержать Его от такового ходатайства, но подобно тому, как и упоминаемый в Евангелии пир был приготовлен для всех и, когда на него не пожелали придти званные, Он все-таки не отменил его, но призвал других (Лук. 14: 16), – так точно поступил Он и здесь. И овца, отставшая от девяноста девяти, была одна, а все-таки Он не презрел и ее (Мф. 18:12). То же самое дает понять и Павел, когда, рассуждая об иудеях, говорит: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:3, 4). «Итак, после того как Он возлюбил тебя настолько, что предал самого Себя, и, когда ты не имел уже надежды ко спасению, привел тебя к столь великой и столь высокой жизни, ты, получивши такие блага, все-таки опять обращаешься к ветхозаветному?» Таким образом тщательно исследовав, что требовало исследования, он заключает речь свою возглашением, говоря: «Не отвергаю благодати Божией» (Гал. 2:21). Пусть услышат это те, которые и ныне живут еще по-иудейски и привержены к закону: сказанное относится и к ним.
«А если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Что может быть тяжелее этого греха? Какие еще слова более этих способны пристыдить? Ведь если Христос умер, то очевидно потому, что закон не в состоянии оправдать нас; если же закон оправдывает, то смерть Христа бесполезна. Но не безрассудно ли будет называть бесполезным и напрасным это столь великое, столь страшное и превышающее ум человеческий дело, это неизреченное таинство, которого с нетерпением ожидали патриархи, которое предсказывали пророки, взирая на которое ужасались ангелы и которое по справедливости признается всеми самым главным делом Божия промышления о нас? Представив таким образом высшей степенью нелепости считать совершение этого столь великого и важного дела бесполезным (а это именно и доказывали поступки галатов), он далее поносит их, говоря так.
____
Григорий Нисский, свт. (†394)
в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке
Для человека с возвышенным умом все представляется совершенно равным и ничто не предпочтительнее другого, потому что цель жизни одинаково достигается при противоположных состояниях и каждый из уделов жизни имеет одинаковую способность и к добродетельной, и к порочной жизни, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, как говорит апостол. С этим оружием человек с очищенным умом и понимающий истину вещей правильно совершает путь, проходя от рождения до конца жизни определенное ему время, не развращаясь наслаждениями, не сокрушаясь трудностями, но, по обычаю путешественников, продвигаясь все дальше, мало обращает внимания на представляющиеся ему предметы. Ибо у путешественников обычай - одинаково спешить к цели путешествия, проходят ли они лугами и засаженными полями или пустынными и дикими местами: ни приятное их не задерживает, ни неприятное не останавливает. Так и он будет неуклонно стремиться к предназначенной себе цели, не отвлекаясь ни на что встречающееся на пути, но взирая только на небо; пройдет жизнь подобно некоему искусному кормчему, направляя ее корабль к высшей цели.
О девстве
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке
«В слове истины» (ст. 7), о чем он часто упоминает, т. е. что мы возвещали слово Божие без обмана и без подделки. «В силе Божией». Как всегда он поступает, – т. е. ничего не относит к самому себе, но все усваивает Богу и Ему приписывает все свои действия, – так делает и здесь. Так как он сказал о себе много великого, именно то, что проводил жизнь неукоризненную во всем, и показывал в себе высочайшую мудрость, то все это усвояет Духу и Богу. Действительно, сказанное им было необычайно. Если и живущему в тишине трудно сделаться добродетельным и непорочным, то подумай, какая должна быть душа у того, кто обуреваемый столь многими скорбями, всегда сияет. Но он не это только претерпел, а и гораздо более того, как увидим далее. И не только то удивительно, что он пребыл беспечален, обуреваемый такими волнами, и мужественно перенес все, но еще более то, что все это (перенес) с радостью, – как на это он ясно указывает далее, говоря: «с оружием правды в правой и левой руке». Видишь ли, какое присутствие духа, и какая сильная душа? Он показывает, что скорби – это оружия, которые не только не низлагают (терпящих их), но и ограждают и укрепляют. «левыми» же он называет мнимые (δοκούντα) скорби, потому что и эти имеют свою награду. Почему же он так называет их? Или потому, что говорит, сообразуясь с понятиями других, или потому, что Бог повелел молиться и о том, чтобы не впасть в искушение.
Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ст. 2Кор.6:3-10
«Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет, но во всем представляюще себе якоже Божия слуги». О том у нас рачение, чтобы никому не подать даже случайного повода к соблазну, но во всем показывать, что сами мы достойны служения Божия. Какие же виды сего служения?
«В терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих». Апостол отдельно переименовал приключающееся отвне, присоединяет же к невольным трудам и самопроизвольные.
«В трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией». Апостолу недостаточно было скорбей, постигавших его отвне, но и сам примышлял в обучение телу не пост только и бдение, но и рукоделие, ибо сие разумеет под словом: «в трудех». «Очищением» же называет презрение к имуществу, потому что от коринфян не принял даже необходимо потребного, и «разумом», как думаю, называет учение, потому что оно трудно, потом говорит о «долготерпении» к чужим, о «благости» к своим, о благоугождении Духу Всесвятому, потому что следовал Его внушениям: "Любовию же нелицемерною» называет любовь искреннюю и истинную, не наружно оказываемую, но подтверждаемую делом; а «словом истины» – проповедь благочестия. Все же поставил в зависимости от «силы Божией»: потому что при ее помощи преуспевал в сказанном.
«Оружии правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы, и истинни: яко незнаеми, и познаваемы: яко умирающе, и се, живи есмы: яко наказуемы, а не умерщвляемы: яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще». Все это прямо одно другому противоположно: слава бесчестию, хула благохвалению, жизнь смерти, веселие печали. Однако же и то и другое Апостол соделывал оружием правды и из противоположного срастворял единую добродетель. И слава его не доводила до превозношения, бесчестие не унижало; похвала не надмевала, худой о нем отзыв не печалил; но, идя по сим противоположностям, пребывал он неизменным. «Десными» же называет, по-видимому, приятное, а «шуими» противное тому, дав сии наименования по общепринятому мнению. Достойны удивления и окончательные слова его, ибо, сказав: «яко нищи», не присовокупил: «но изобилуем необходимым», а говорит: «многи богатяще»; потому что, от всех собирая деньги, посылал бедным и, ничего не имея, был господином во всяком благочестивом доме.
Толкования на 2-е послание к Коринфянам
________________
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 1-2 Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе: и яже слышал ecu от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже доволни будут и иных научити
Апостол Павел выразил сильную свою любовь к Тимофею, сказавши не просто – чадо, но – чадо мое. Если ты – чадо мое, как бы так говорит он. – то подражай своему отцу. Он знал, что несчастие учителя внушает обыкновенно смелость ученику. Поэтому и сказал: возмогай. Если и с тобою случится что-нибудь подобное, не падай духом, смотри на меня. - Возмогай во благодати. Укрепляйся не только моим примером, но и благодатию, данною о Христе Иисусе, так как если бы Иисус Христос не оправдал нас Своею кровию, то не пришла бы и благодать Святого Духа. И так, сподвижником своим имей Духа Святого. - И яже слышал ecu от мене многими свидетели, т.е. что я говорил тебе не тайно, а в присутствии многих. Здесь разумеется – проповедь евангельская. - Предаждь верным человеком, не таким, которые любят только исследовать и раcсуждать, но таким, которые не окажутся предателями завещания. И не сказал Апостол: говори, но предаждь. Что пользы в том, если они будут верующими, но не будут способны другим сообщить то, что им передано? Поэтому-то учители должны быть и верными, и способными научить, учительными. - Верным человеком. [Фотий: т.е. епископам и пресвитерам, которых имел рукоположить Тимофей. – Многими свидетели. Здесь разумеется закон пророков]. – По моему мнению, апостол Павел дает эти наставления Тимофею относительно тех епископов и пресвитеров, которых он должен был рукополагать. Не о мирянах же он писал это? Что в таком случае Тимофею нужно было бы делать, если бы он не нашел кого-либо верным и способным научить других? Неужели не наставлять его в вере, когда сам апостол Павел проповедывал слово Божие без различия и убийцам – иудеям и еллинам (неверующим)? Многими свидетели, т.е. при свидетельстве закона и пророков, так как свидетельства из них Апостол часто заимствовал для своей проповеди. Так понимает Климент в седьмой книге Гипотипоз.
Пастырские Послания апостола Павла
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Итак укрепляйся, сын мой
Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: итак, укрепляйся, сын мой! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: сын мой. Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты - сын, то подражай отцу.
В благодати Христом Иисусом
Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую силу, и не терпеть никакого вреда.
____
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat