Воскресные чтения 12.09.2025

Недёлz, д7i z по н7 це. 
Глaсъ, є7. 
Начaло и3нди1кту, є4же є4сть н0вому лёту [Сл]. Прп dбнагw nц7а нaшегw сmмеHна ст0лпника [д7]. 
Соб0ръ прес™hz бцdы, и4же в8 міаси1нэхъ.

Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать без-остановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпни-чества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408-450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы — Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450-457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».

Паремии на Вечерней

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

T прор0чества и3сaина, чтeніе. Д¦ъ гDнь на мнЁ, є3г0же рaди помaза мz. бlговэ сти1ти ни1щимъ послa мz, и3сцэли1ти сокрушeнныz с®цемъ. проповёдати плённикwмъ tпущeніе, и3 слэ пhмъ прозрёніе, призвaти лёто гDне пріsтнw, и3 дeнь воздaніz бGа нaшегw. ўтёшити всS плaчющіz, дaти плaчющимъ сіHна, слaву в8мёстw пeпела. помaзаніе весeліz, плaчющимсz. ўкрашeннw њдэsніе слaвы, за дyхъ ўнhніz, и3 нарекyтсz р0дъ прaвды, насаждeніе гDне в8 слaву. и3 сози1ждутъ пустhни вёчныz, запустё вшее прeжде воз8дви1гнутъ, и3 њбновsтъ грaды пyсты, запустёвшіz t~ рода в8 р0дъ. и3 пріи1дутъ и3нор0дницы пасyщіи nвцA твоS, и3 и3ноплемeнницы рaтаи, и3 виногрaдаре вaши. вh же сщ7eнницы гDни наречeтесz, служeбницы бGа вaшегw. речeтсz вaмъ, крёпость kзhкъ поsсте, и3 в8 богaтствэ и4хъ чю1дни бyдете. за стyдъ вaшъ сугyбыи, и3 за срaмъ, воз8рaдуетсz чaсть и4хъ. сегw2 рaди зeмлю свою2 втори1цею наслёдzтъ, и3 весeліе вёчно над8 глав0ю и4хъ. ѓзъ бо є4смь гDь любsи прaвду, и3 ненави1дzи хищeніz t непрaвды. и3 дaмъ трyдъ и4хъ прaведникwмъ, и3 завётъ вёченъ завэщaю и4мъ. и3 познaно бyдетъ въ kзhцэхъ сёмz и4хъ, и3 внyцы и4хъ посредЁ людjй. всsкъ ви1дzи и4хъ, познaетъ |, ћкw сjи сyть сёмz бlгословeное в0 вэки t~ бGа. и3 весeліемъ возвеселsтсz w4 гDэ.

Пророчества Исаии чтение
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разорённые, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племён; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.

Ис 61:1–9

T леви1тскихъ кни1гъ, чтeніе. Гlа гDь сынHмъ ї}левымъ гlz, ѓще въ повелёніихъ мои1хъ х0дите, и3 зaповэди моS сохранитE, и3 сотво ритE |, дaмъ вaмъ д0ждь в0 времz своE, и3 землS дaстъ рождeніz своS, и3 древA польскaz tдадsтъ пл0дъ св0й. и3 пости1гнетъ млачeніе вaше точи1ліе, и3 точи1ліе њстaвитъ сёмz, и3 снёсте хлёбъ св0й в8 сhтость, и3 всели1тесz съ твeрдостію на земли2 вaшей. и3 дaмъ ми1ръ в8 земли2 вaшей и3 ўснeте, и3 небyдетъ вaсъ ўстрашazи. и3 погублю2 ѕвёри лю1тыz t земли2 вaшеz, и3 брaнь непр0йдетъ сквозЁ зeмлю вaшу. и3 поженeте враги2 вaша, и3 падyтъ пред8 вaми ўбіeни. и3 поженeте пsть вaсъ сто2, и3 сто2 вaсъ поженeте тмы2. и3 падyтъ врази2 вaши пред8 вaми мечeмъ, и3 при1зрю навы2, и3 бlгословлю2 вaсъ, и3 воз8ращY вы2, и3 ўмн0жу вaсъ, и3 положY завётъ м0й с8 вaми. и3 снёсте вeтхаz, и3 вeтхаz вeт хихъ. и3 вeтхаz t лицA н0выхъ tлучитE. и3 положY завётъ м0й в8 вaсъ, и3 невозгнушaетсz дш7а моS вaми. и3 похождY в8 вaсъ, и3 бyду вaмъ бGъ, и3 вы2 бyдете ми лю1діе. ѓще ли же непослyшаете менE, ни сотворитE повелёніи мои1хъ си1хъ, но ни покоритeсz и4мъ, и3 судeбъ мои1хъ воз8негодyетъ дш7а вaша, ћкоже вaмъ нетвори1ти всёхъ зaповэдей мои1хъ, и3 ћкw разори1ти завётъ м0й, и3 ѓзъ сотворю2 си1це вaмъ, наведY на вы2 не и3мёніе, и3 сёете вотщE сёмена вaша, и3 и3зъkдsтъ труды2 вaша проти1вніи вaши. и3 tвращY лицE моE t вaсъ, и3 падeте пред8 враги2 вaшими, и3 поженyтъ вы2 ненави1дzщіи вaсъ, и3 побёгнете никомyже гонsщу вaсъ. и3 сокрушY досаждeніе гордhни вaшеz, и3 положY нб7о вaмъ ћкw желёзно, и3 зeмлю ћкw мёдzну. и3 бyдетъ вотщE крёпость вaша. и3 землS вaша недaстъ сёмене своегw2, и3 древA сeльнаz недадsтъ плодA свое гw2. и3 послю2 на вы2 ѕвёри ди1віи зeм8скіz, и3 поzдsтъ вaсъ, и3 потребsтъ ск0ты вaша, и3 ўмaлены сотворю2 вaсъ, и3 погуби1тъ вы2 находsи мeчь. и3 бyдетъ землS вaша пустA, и3 двори2 вaши бyдутъ пyсты, ћкw вы2 х0дисте ко мнЁ стран0ю, и3 ѓзъ пойдY к8 вaмъ в8 ћрости стран0ю. гlетъ гDь бGъ с™hи ї}левъ. 

Книги Левит чтение
Сказал Господь сынам Израилевым: если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в своё время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас и благословлю вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лицо Моё на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. И сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих. Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. А вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. Как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, за то и Я в ярости пойду против них, – говорит Господь Бог Святой Израилев.

Лев 26:3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41А

T премyдрости сол0мони, чтeніе. Прaведникъ ѓще пости1гнетъ с8кончaтисz, в8 пок0й бy детъ. стaрость бо честнA, не многолётна, ни в8 числЁ лётъ и3считaетсz. сэди1ны же сyть мyдрость чlкwмъ, и3 в0зрастъ стaрости житіE несквeрно. бlгоуг0денъ бGови бhвъ, воз8лю1бленъ бhсть. и3 живhи посредЁ грё шникъ, престaвленъ бhсть, восхищeнъ бhсть, да не ѕл0ба и3змэни1тъ рaзума є3гw2, и3ли2 лeсть прельсти1тъ дш7у є3гw2. рачeніе бо ѕл0е губи1тъ д0браz, и3 парeніе п0хоти премэнsетъ ќмъ неѕл0бивъ. скончaвсz в8 мaлэ, и3сп0лнитъ временA долгA, ўг0дна бо бЁ гDви дш7а є3гw2. сегw2 рaди потщaсz t среды2 лукaв8ствіz. лю1 діе же ви1дэвше и3 неразумёвше, ни положи1ша в8 п0 мыслэ таковaгw, ћкw бlгодaть и3 млc ть на прп d бныхъ є3гw2, и3 посэщeніе во и3збрaнныхъ є3гw2.

Премудрости Соломона чтение
Праведник, если и рановременно умрёт, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.

Прем 4:7–15

ЕВАНГЕЛИЕ НА УТРЕНИ

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

T мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, o7а.] В0 времz џно, воскRсъ ї©ъ за ќтра, в8 пeрвую суб0ту, kви1сz прeжде мaріи магдалhни, и3з8 неs же и3з8гнA сeдмь бэс0въ. nнa же шeдши, воз8вэсти2 с8 ни1мъ бhв шимъ, плaчущимсz и3 рыдaющимъ. и3 nни2 слhшавше, ћкw жи1въ є4сть, и3 ви1дэнъ бhсть t неS, не ћша вёры. по си1хъ же двэмA t ни1хъ грzдyщема, kви1сz и3нёмъ џбразомъ, и3дyщема на село2. и3 тA шeдша воз8вэсти1ста пр0чимъ, и3 ни тёма вёры ћша. послэди1 же воз8лежaщемъ и4мъ, є3ди1ному нaдесzте, kви1сz, и3 по носи2 невёрьствію и4хъ, и3 жестосeрдію, ћкw ви1дэвшим8 є3гw2 востaвша, не ћша вёры. и3 речE и4мъ, шeдше в8 ми1ръ вeсь, проповёдите є3ђaліе всeй твaри. и4же вёру и3мeтъ и3 крести1тсz, спасeнъ бyдетъ. ґ и4же не и4метъ вёры, њсуждeнъ бyдетъ. знaменіz же вёровавшимъ, сіS послёдуютъ. и4менемъ мои1мъ бёсы и3жденyтъ. љзhки воз8 гlютъ н0вы. ѕміS в0з8мутъ. ѓще и3 что2 смeртнw и3спію1тъ, невреди1тъ и4хъ. на недyжныz рyки воз 8ложaтъ, и3 здрaви бyдутъ. гDь же ќбw по глаг0ла ніи є3гw2 к8 ни1мъ, воз8несeсz нa нб7о, и3 сёде њдеснyю бGа. nни1же и3з8шeдше, проповёдаша всю1ду. гDу поспё шьствующу, и3 сл0во ўтвержaющу, послёдствующими знaменьми, ґми1нь.

Воскреснув рано в первый день недели, Исус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. (Мк 16:9-20)

ЕВАНГЕЛИЕ НА ЛИТУРГИИ

​​

Церковно-славянский текстСинодальный перевод

T луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, Gi.] В0 времz џно, пріи1де ї©ъ в8 назарeтъ, и3дёже бЁ воспи тaнъ, и3 вни1де по nбhчаю своемY в8 дeнь суб0тныи в8 с0нмище, и3 востA чести2. и3 дaша є3мY кни1гу и3сaіи про р0ка. и3 раз8гнyвъ кни1гу, њбрёте мёсто, и3дёже бЁ напи1сано. д¦ъ гDнь на мнЁ, є3г0же рaди помaза мS бlговэсти1ти ни1щимъ послa мz, и3сцэли1ти сокрушe ныz с®цемъ. проповёдати плэнeнымъ tпущeніе, и3 слэпhмъ прозрёніе. tпусти1ти сокрушeнныz во tрa ду, проповёдати лёто гDне пріsтно. и3 согнyвъ кни1гу, tдaвъ слузЁ, сёде. и3 всёмъ в8 с0нмищи џчи бёху зрsще нaнь. и3 начaтъ гlати к8ни1мъ, ћкw днeсь с8бhстьсz писaніе сE во ќшію вaшею. и3 вси2 свидётель ствоваху є3мY. и3 дивлsхусz њ словесёхъ бlгодaти, и3сходsщихъ и3зо ќстъ є3гw2.

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк.4:16-22)

[є3ђaліе, t матfez. за?, п7f. под8 главY.] РечE гDь при1т чю сію2, ўпод0бисz цrтвіе нбcное чlку цRю, и4же сотвори2 брaки сн7у своемY. и3 послA рабы2 своS призвaти звa ныz нa браки, и3 нехотsху пріити2. пaки послA и4ны рабы2 гlz, рцёте звaнымъ, сE nбёдъ м0й ўгот0вахъ. ю3нцы2 мои2 и3 ўпитaннаz и3сколeна, и3 всS гот0ва, пріи дёте нa браки. nни1 же небрeгше, tи3д0ша, џвъ ќбw на село2 своE, џвъ же на кyпли своS. пр0чіи же є4мше рабы2 є3гw2, досади1ша и4мъ, и3 ўби1ша и4хъ. и3 слhшавъ цRь т0й, разгнёвасz, и3 послaвъ вHz своS, и3 погуби2 ўбjицы џны, и3 грaды и4хъ зажжE. тогдA гlа раб0мъ свои1мъ, брaкъ ќбw гот0въ є4сть, звaніи же небhша дост0йни, и3ди1те ќбw на и3сх0дища путjй, и3 є3ли1цэхъ ѓще њбрsщете, призови1те нa браки. и3 и3зшeдше раби2 џни на распyтіz, собрaша всёхъ, є3ли1цэхъ њбрэт0ша ѕлhz же и3 д0брыz, и3 и3сп0лнисz брaкъ воз8лежaщихъ. вшeдъ же цRь ви1дэти воз8лежaщихъ ви1дэ тY чlка не њболчeна во њдэsніе брaчное, и3 гlа є3мY, дрyже, кaкw вни1де сёмw, не и3мhи њдэsніz брaчна; џнъ же ўмо лчA. тогдA речE цRь слугaмъ, свzзaвше є3мY рyцэ и3 н0зэ, воз8ми1те є3гw2, и3 в8вeрзите во тмY кромёшную. тY бyдетъ плaчь и3 скрeжетъ зуб0мъ. мн0зи бо сyть звaни, мaло же и3збрaнныхъ.

Исус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо (Мф.22:1-5,7,9,12-16).

[є3ђaліе, t матfez. за?, м7г.]РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, всS мнЁ преданA сyть nц7eмъ мои1мъ. и3 никт0же знaетъ сн7а, т0кмw nц7ъ. ни nц7а кто2 знaетъ, т0кмо сн7ъ, и3 є3мyже ѓще в0литъ сн7ъ tкрhти. пріидёте ко мнЁ вси2 труждaющіисz и3 њбременeніи, и3 ѓзъ пок0ю вы2. возми1те и4го моE на себE, и3 научи1тесz t менE, ћкw кр0токъ є4смь и3 сми рeнъ с®цемъ, и3 њбрsщете пок0й дш7aмъ вaшимъ. и4го бо моE бlго, и3 брeмz моE легко2 є4сть.

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:27-30).

АПОСТОЛ

​​

Къ тимоfeю послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, сп7в.] Чaдо тимоfeе, молю2 ќбw прeжде всёхъ твори1ти мlтвы, молeніz, прошeніz, бlгодарeніz за всS чlки. цRz, и3 за всS и4же в0власти сyть, да ти1хо и3 без8 м0лвнw житіE поживeмъ, во всsкомъ бlговёріи и3 чистотЁ. сeбо добро2 и3 пріsтно пред8 спаси1телемъ нaшимъ бGомъ, и4же всёмъ чlкwмъ х0щетъ спасти1сz, и3 в8 рaзумъ и4стинныи пріити2. є3ди1нъ бо є4сть бGъ, и3 є3ди1нъ ходaтай бGу и3 чlкwмъ, чlкъ хrт0съ ї©ъ, дaвыи себE и3збавлeніе за всёхъ, свидётельство времены2 свои1ми. в8нeже постaвленъ бhхъ ѓзъ проповёдникъ и3 ґпcлъ. и4стину гlю њ хrтЁ, не лжY ўчи1тель kзhкwмъ в8 вёрэ и3 и4стинэ.

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Исус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине (1Тим.2:1-7).

[за?, Ro. под8 главY]. И#звэстyzи же нaсъ с8 вaми во хrтA, и3 помaзавыи нaсъ бGъ, и4же и3 запечатлёвыи нaсъ и3 дaвыи њбручeніе д¦а в8 с®цA нaша. ѓзъ же сви дётелz бGа призывaю, на мою2 дш7у, ћкw щадS вaсъ к8 томY непріид0хъ в8 кори1нfъ. не ћкw њбладaемъ вёрэ вaшей, но ћкw с8поспёшницы є3смы2 вaшей рaдости вё рою бо стоитE. суди1хъ же в8 себЁ сіE, не пaки ск0рбію к8 вaмъ пріити2. ѓще бо ѓзъ ск0рбь творю2 вaмъ, то2 кто2 є4сть веселszи мS, т0чію пріeмлzzи ск0рбь t менE; и4бо писaхъ вaмъ сіE и4стое, да непришeдъ ск0рбь на ск0рбь пріимY, њ ни1хъ же подобaетъмисz рaдовати, надёzсz на всS вы2, ћкw. моS рaдость всёмъ вaмъ є4сть. t печaли бо мн0гіz и3 туги2 сeрдца, написaхъ вaмъ мн0гими слезaми. не ћкw да њскорбитeсz, но люб0вь да познaете, є3sже и4мамъ и3з8њби1льно к8вaмъ.

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды (2Кор.1:21-24).

Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам (2Кор.2:1-4).

[къ коласaемъ, за?, сн7и.] Брaтіе, њблецётесz ќбw ћкоже и3збрaнніи бGу, с™и и3 воз8лю1блени, в8 млcть щедр0тъ, и3 бlгость. в8 смирено мyдріе, кр0тость и3 долготерпёніе. пріeмлюще дрyгъ дрyга, и3 ўгожaюще себЁ, ѓще кто2 на когw2 и4мать поречeніе; ћкоже и3 хrт0съ ўгоди1лъ є4сть вaмъ, тaкоже и3 вы2. над8 всёми же си1ми стzжи1те люб0вь, ћже є4сть соyзъ совершeнства, и3 мjръ б9іи да водворsетсz в8 сердцhхъ вaшихъ, в8 нeже и3 звaни бhсте во є3ди1но тёло. бlгодaрни бывaйте. сл0во хrт0во да вселsетсz в8 вaсъ богaтнw, во всsкой премyдрости, ўчaще и3 вразу млsюще себE самёхъ, во pалмёхъ и3 пёніихъ и3 пёс нехъ д¦0вныхъ, њ бlгодaти пою1ще в8 с®цhхъ вaшихъ гDви.

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:12-16).

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ПАРЕМИИ, ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

​​

Паремии. 

Толкование на Исаия 61:1 
Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 1−3 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня, возвещать кротким послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, и проповедывать пленным освобождение и узникам открытие [темницы], проповедывать лето благоприятное Господу и день мщения для Бога нашего, утешить всех плачущих, предоставить сетующим Сион и дать им вместо пепла венец, вместо плача — елей радости, вместо духа скорби — одежду (pallium) хвалы

Тот, кто выше сказал: Я, Господь во время соберу их или по еврейскому: Я, Господь во время его внезапно совершу это, говорит вслед за тем: Дух Господа Бога на Мне, — не потому, что Господь Бог имеет Господа Бога, а потому, что Он говорит сообразно с домостроительством воплощения то, что свойственно уничижению. К Нему и псалмопевец говорил: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс 44:8). Ибо, когда называются причастники, то ты должен разуметь телесную природу, потому что Бог не имеет причастников. А так как помазание было духовным, а не [помазанием] тела человеческого, как было в священстве иудейском, то говорится, что Он помазал паче причастник, то есть прочих святых. Помазание Его совершилось в то время, когда Он крестился в Иордане и Дух Святый сошел на Него в виде голубя и пребыл на Нем (Ин 1:32), О нем говорил и этот же самый пророк: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (Ис 11:1−2). Поэтому и когда Спаситель, после крещения в Иордане, пришел в Назарет, в котором был воспитан, то вошел по обычаю в день субботний в синагогу их. И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно (Лк 4:18−19). Когда, закрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: днесь сбытся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему. И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его (Лк 4:21−22).

Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится (1Кор 13:2−10). Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф 5:4−5). И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем (Лк 4:18) и говорят: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19), или, по Симмаху и Феодотиону,чтобы обвязать раны грехов, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение и заключенным открытие [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: узникам освобождение о Нем или вернее к Нему выше говорится: се Аз дах Тя во свет языков отверсти очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы седящыя во тьме (Ис 42:6−7). Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изьясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: се ныне бремя благоприятно, се ныне день спасения (2Кор 6:2), о чем мы подробнее сказали выше (Ис 49:9). Если же воздаяние принимается в смысле не заслуг в добре, а наказаний за грехи, соответственно чему оно называется днем мщения, то следует понимать,что это в отношении к народу иудейскому, который после страдания Его немедленно был постигнут гневом Божиим. И утешил Он всех плачущих, говоря: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф 5:4), чтобы предоставить плачущим Сион и дать им славу и венец вместо пепла. Из числа их был и апостол Павел, который оплакивал Сион и говорил: яко скорбь ми есть велия и непрестающая печаль (Рим 9:2). И еще: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей и сродницех моих по плоти, иже суть исраилите (Рим 9:3−4). И так как они были плачущими и сетующими, то вместо пепла получили елей радости, видя, что весьма многие из иудеев уверовали и облеклись в весьма чистую одежду вместо траурного одеяния.


 

Толкование на Левит 26:3-12 

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 3−12 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом

За точное соблюдение заповедей Иеговы Израилю обещается: 1) плодородие земли, и прежде всего, поскольку в Палестине оно зависело от своевременного и обильного выпадения дождей, ранних (joreh, осенних) и поздних (malgosch, весенних), ср. Втор XI:11 ,14; ср. Иер V:24 — благовременные дожди (ст. 4); обилие же урожая (ст. 5) — такое, что молотьба хлеба (обычно вместе с жатвою оканчивавшаяся к Пятидесятнице, след. в мае) протянется до осеннего (в конце сентября — начале октябре) сбора винограда, а сбор последнего едва окончится ко времени посева (в ноябре, перед наступлением дождей ранних); 2) спокойствие и мир в земле израильской от диких зверей и от врагов, легкая и верная победа над врагами, сила и мужество народа Божия (ст. XXVI 3−6); 3) плодовитость, размножение населения и обогащение (ср. XXV:21−22) его (ст. 9−10) — все это во имя завета (см. Быт XVII:4−6), и 4) самое важное блага: обитание Иеговы с народом Своим, благодатное общение его с ним (ср. 2Кор VI:16) и нравственное возвышение последнего в среде других народов (ст. 11−13). Так, здесь не забыто ничего, что служило материальному и духовному благу Израиля! Наказания за неисполнение обязательств, напротив, имеют следовать одни за другими не разом, а более чувствительные и тяжкие будут посылаемы лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ.

Толкование на Премудрость Соломона 4:8
Лопухин А.П. (1852−1904) 

Ст. 8−9 ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости.

8−9 ст. дают основание для 7-го стиха и указывают тот масштаб, которым должен измеряться возраст человека. Мудрость и непорочная жизнь, а не количество прожитых дней, составляют почетную седину для людей. Аналогичные мысли находятся в кн. Притч XVI:31 и Сир XXV:6.
____________


Толкование на Евангелие на утрени

Августин Аврелий, блж. (†430) 

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Не только апостолам сказано: И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8), поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Однако кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, которая, в то время как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

Ст. 15-20 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет. «Кто будет веровать», и не довольно сего, но - и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще. Верующих, - говорит, - будут сопровождать знамения - изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных (Лк. 10: 19). Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения. О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь.

_________
Толкование Евангелия на Литургии.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 16-21 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих.
Когда подали Ему книгу, Он ее разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано? «Дух Господень помазал Меня», то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование «нищим», то есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в большой нищете.
«Сокрушенные сердцем» были, быть может, израильтяне, у которых сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь пришел, чтобы и их исцелить, и дать «пленным освобождение» и «слепым прозрение», язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада.
Проповедал «лето Господне благоприятное». Что же это за лето благоприятное? Быть может, и будущий век, о котором Господь проповедал, говоря: «и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16, 23), и опять: «наступает время, когда мертвые оживут» (Ин. 5, 25). Но приятное лето есть и время пришествия Господа во плоти. О нем Павел говорит: «теперь время благоприятное, теперь день спасения» (2Кор. 6, 2). Прочитав это, Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», очевидно, указывая в Себе слушателям Того, о Котором это писано.

________

Августин Аврелий, блж. (†430) 

Ибо много званых, а мало избранных

Итак, какова же она - брачная одежда? Вот какая: Цель же увещания, говорит апостол, есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим. 1:5). Такова брачная одежда. Не любая любовь: часто кажется, что любят друг друга и люди, вершащие дела нечистой совести. И совершающие вместе грабежи, и любящие совместное волховство, и посещающие вместе представления, и вместе восклицающие на состязаниях колесниц и боях диких зверей - все они по большей части любят друг друга, но не той любовью, которая от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.

А вот какая любовь является брачной одеждой: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий (1Кор. 13:1). Вошли говорящие на языках, и спрашивают их: «Как вошли вы без брачной одежды?» Апостол говорит: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто (1Кор. 13:2). Так все эти чудеса человеческие могут являться одеждой тех, кто не имеет брачной одежды. Итак, если все это имею, говорит он, но Христа не имею, то я ничто. Значит, пророчество ничто? Знание таинств ничто? Нет, не это все ничто, ничто - я: если все имею, а любви не имею, то я - ничто.

_________

Афанасий Великий, свт. (†373) 

Ст. 29-30 Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть

Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным и удобь обстоятельным (Евр. 12:1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? Грех, как сказано в Притчах, многих уязвивши, низверже своею тяжестью (Притч. 7:26). Пленицами же своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: древо живота есть держащимся ея (Притч. 3:18), и по слову Псалмопевца: приемляй кроткие Господь (Пс. 146:6). Посему-то грех символически представляется в виде таланта оловяна вземлющегося (Зах. 5:7); потому что держащихся греха погружает в ад. И у кого есть плотские бремена и плотские похоти, кого обдержит грех, тем не свободно возводить око к небу. Посему и иго Спасителево благо, и бремя легко. Но скажут: почему же легко, когда говорит: аще не возненавидит кто отца и матерь (Лк. 14:26), и иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38), и иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 33), когда повелевает отдать и самую душу? — Да научит тебя Павел, который говорит: еже бо ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает (2Кор. 4:17); и еще: не достойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18).

Григорий Богослов, свт. (†389) 

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Хотя новое «иго благо, и бремя легко», как слышишь, но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без этого кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: «не прелюбодействуй» (Мф.5:27). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В Законе сказано: «не убивай» (Мф.5:21). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю бьющему. Настолько последнее любомудреннее первого! Закон говорит: «не преступай клятвы» (Мф.5:33). А ты вовсе не клянись, ни мало, ни много, потому что клятва рождает клятвопреступление. Закон говорит: «не прибавляй дом к дому, и поле к полю» (Ис.5:8), «притесняя бедного» (Иез.22:29). А ты отдай с готовностью и приобретенное правдой, обнажи себя для нищих, чтобы с легкостью взять тебе крест и обогатиться невидимым.

______
Толкование на Апостол. Феодорит Кирский блж. (†457) 

Ст. 1-2 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте

Вопрос: Если иудеи, неверующие или еретики являются нашими начальниками, следует ли молиться за них в церкви или нет?

Ответ: Да. Ибо когда апостол писал о том, что следует молиться «за царей и за всех начальствующих», то тогда все цари и начальствующие в мире были язычниками. Кроме того, [следует напомнить, что] во время святой проскомидии иерей молит Бога, говоря так: «Помяни, Господи, всякую душу – и которую мы поминаем, и которую не поминаем; всех помилуй и всем даруй отпущение [грехов]».

___

Феодорит Кирский, блж. (†457) 

От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Апостол чувствительно коснулся их в прежнем послании; посему объявляет, что написал это не просто с намерением огорчить их, но имея в виду уврачевать погрешивших, за которых и терпел он великую болезнь, и послание свое послал с надеждою на них, показывая тем, какое имеет к ним расположение.

_____

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) 

итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные

Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно может воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете.

в милосердие

Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия - σπλάγχνα.

благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение

Кто облекся, говорит он, в милосердие, у того сами собой являются и все прочие добродетели. Ибо какой отец не добросердечен к сыну и не смиренномудрствует, без споров доставляя ему все? - И заметь, какой прекрасный во всем этом порядок! Благость, порожденная милосердием, рождает смиренномудрие, ибо кто добросердечен, тот и смиренномудр. От смиренномудрия - кротость, ибо гордый и гневлив. От кротости - долготерпение, которое есть великодушие.

____

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat