Воскресные чтения 20.10.2024

МЦCА NКТZБРZ @ ВЪ З& ДН&Ь

Недёлz, з7i z по н7 це. Глaсъ, }. [Пл]

С™hхъ мyченикъ сeргіz и3 вaкха.

Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284–305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.

Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны.

Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. "Отцы и благодетели мои! – сказал он святым, – будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям".

Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T матfez, с™aгw є3ђaліz, чтeніе. [за?, …в.] В0 времz џно, вни1де ї©ъ, во страны2 ти1рскіz и3 сид0нскіz. и3 сE женA хананeйска t предёлъ тёхъ и3з8шeдши, возопи2 к8 немY гlющи. поми1луй мz гDи, сн7е дв7довъ, дщи2 моS ѕлЁ бэсyетсz. џнъ же не tвэщA є4й слове сE. и3 пристyпльше ўченицы2 є3гw2, молsху є3гw2 гlюще, tпусти2 ю5, ћкw вопіeтъ в8 слёдъ нaсъ. џнъ же tвэ щaвъ речE, нёсмь п0сланъ, т0кмw ко nвцaмъ поги1б шимъ д0му ї}лева. nнa же пришeдши поклони1сz є3мY, гlющи, гDи, помози1 ми. џнъ же tвэщaвъ речE, нёсть добро2 t ћти хлёба чaдwмъ, и3 поврещи2 псHмъ. nнa же речE, є4й гDи, и4бо и3 пси2 kдsтъ t крупи1цъ пaдаю щихъ t трапeзы господeй свои1хъ. тогдA tвэщaвъ ї©ъ, речE є4й, q жeно, вeліz вёра твоS, бyди тебЁ ћкоже х0щеши. и3 и3сцэлЁ дщи2 є3S t тогw2 часA.

И, выйдя оттуда, Исус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Исус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф.15:21-28).

[є3ђaліе, t луки2. за?, Rѕ.] РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, внемли1те t чlкъ, воз8ло жaтъ на вы2 рyки своS, и3 и3жденyтъ, предаю1ще на с0н мища и3 темни1цы, вед0мы к8 царeмъ и3 владhкамъ, и4мене моегw2 рaди. прилучи1т8жесz вaмъ во свидётель ство, положи1те ќбw на сердцaхъ вaшихъ, непрeжде поучaтисz tвэщавaти, ѓзъ бо дaмъ вaмъ ўстA и3 пре мyдрость, є4йже невоз8м0гутъ проти1витисz, и3ли2 tвэ щaти, вси2 противлsющіисz вaмъ. прeдани же бyдете и3 роди1тели и3 брaтіею и3 р0домъ, и3 дрyги, и3 ўмертвsтъ t вaсъ. и3 бyдете ненави1дими t всёхъ, и4мене моегw2 рaди. и3 влaсъ главы2 вaшеz непоги1бнетъ. в8 терпёніи вaшемъ, стzжи1те дш7а вaша.

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:12-19).

АПОСТОЛ

Къ кори1нfwмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, рп7в.] Брaтіе, вы2 є3стE цRкви бGа жи1ва, ћкоже речE бGъ. ћкw вселю1сz в8 ни1хъ и3 похожY, и3 бyду и4мъ бGъ. и3 тjи бyдутъ мнЁ лю1діе. тёмже и3зыдёте t среды2 и4хъ, и3 tлучи1тесz гlетъ гDь, и3 нечистотЁ неприкасaйтесz, и3 ѓзъ пріимY вы2. и3 бyду вaмъ во nц7ъ, и3 вы2 бyдете мнЁ в8 сhны и3 дщeри, гlетъ гDь вседержи1тель. сицевA ќбw и3мyще nбэтовaніz q воз8лю1бленніи. њчи1стимъ себE, t всsкіz сквeрны пл0ти и3 дyха, творsще с™hню в8 стрaсэ б9іи.

Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (2 Кор 6:16-7:1)

[къ є3врewмъ. за?, ™л.] Брaтіе, с™jи вси2 и4же вёрою, побэди1ша цrтвіz, содёz ша прaвду, получи1ша њбэтовaніz, загради1ша ўстA льв0мъ. ўгаси1ша си1лу џгненую. и3збhша nстреS мечA. воз8мог0ша t нeмощи. бhша крёпцы во бранёхъ. њбрати1ша в8 бёгство полки2 чужи1хъ. пріsша же и3 жены2 t воскrніz мeртвыz своS. и3нjи же и3з8біeни бhша непріeмше и3збавлeніz, да лyчшее воскrніе ўлу чaтъ. друзjи же ругaніемъ и3 рaнами и3скушeніе пріs ша. є3щeже и3 ќзъ и3 темни1цъ. кaменіемъ побіeни бhша. претрeни бhша, и3скушeни бhша, ўбjйствомъ мечA ўмр0ша. прои3д0ша в8 ми1лотэхъ, и3 в8 к0зіzхъ к0жахъ. лишeни скорбsще, њѕл0блени, и4хъ же небЁ дост0инъ вeсь мjръ, в8 пустhнzхъ скитaющесz, и3 в8 го рaхъ и3 в8 вeртьпахъ, и3 в8 пр0пастехъ земнhхъ. и3 сjи вси2 послушествовaни бhвше вёрою, непріsша њбэтовa ніz, бGу лyчше что2 њ нaсъ пред8зрёвшу, да не без8 нaсъ совершeнство пріи1мутъ. тёмже ќбw и3 мы2 толи1къ и3мyще, њблежaщь нaсъ џблакъ свидётелей г0рдость всsку tл0жьше, и3 ўд0бь њбстоsтельныи грёхъ, терпёніемъ да течeтъ, на пред8лежaщіи нaмъ п0двигъ, в8зирaюще на начaльника вёрэ, и3 соверши1телz ї©а.

Братие, святые, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.(Евр 11:33-40)

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 21-23 И, выйдя оттуда, Исус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами

Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, «и скрыл Себя». Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам. «Помилуй меня», говорит хананеянка, а не «дочь мою», ибо та была бесчувственная. Помилуй меня, которая терпит и чувствует ужасное. И не говорит: «приди и исцели», но «помилуй». Господь же не отвечает ей, не потому, что презирал ее, а потому, что пришел, главным образом, для иудеев и для того, чтобы не дать места их клеветам, чтобы впоследствии они не могли сказать, что Он благодетельствовал язычникам; вместе с тем и для того, чтобы показать твердую веру этой женщины.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 23-24 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева

Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил ее, то есть убеждали отослать ее. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее по тому, что хотели убедить Господа помиловать ее. Он же говорит: Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены. Этим еще более показывает всем веру женщины.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 25-27 А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их

Когда женщина увидела, что ее ходатаи - апостолы - не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Исуса Господом. Когда же Христос назвал ее псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он - большое, и ими они питаются.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Тогда Исус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час

Теперь Исус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал ее. Теперь же, когда открылась ее вера и благоразумие, она слышит похвалу: «велика вера твоя». «Да будет тебе по желанию твоему» - эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого. Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру. Обрати внимание, что хотя и святые просят за нас, как за эту хананеянку апостолы, однако мы достигаем желаемого более тогда, когда сами за себя просим. Хананеянка - символ церкви из язычников, ибо и язычники, которые прежде были отвергнутыми, после вступили в число сыновей и удостоились хлеба, разумею, Тела Господня. Иудеи же сделались псами, начав питаться, по-видимому, крохами, то есть малыми, скудными крохами буквы. Тир означает страх, Сидон - ловцов, Хананея же - это «уготованная смирением». Итак, язычники, которые заражены были злобою и в которых жили ловцы душ, демоны, уготованы были смирением, тогда как праведные уготованы высотою Царства Божия.

__________________

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 12-19 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши

Прежде всего того, что имеет случиться при кончине мира, или и при пленении (ибо, как я сказал, Он с речью о кончине соединяет речь и о пленении), «возложат на вас», то есть учеников Моих, «руки». И действительно, прежде пленения Иерусалима апостолы изгнаны были из него, по особенному усмотрению Божию, именно: чтобы все ужасы обрушились только над распинателями, а они, то есть апостолы, наполнили весь мир проповедью. Были также приводимы апостолы и пред царей и правителей: например, Павла водили к Фесту, к Агриппе, к самому кесарю (Деян. 25, 6. 23; 26, 32). Обратилось же это для них в славу свидетельства. - Поскольку же они были люди простые и неученые, то чтобы они не смущались тем, что от них будут требовать отчета мужи мудрые, говорит, чтоб они об этом нисколько не заботились. Ибо вы от Меня получите вместе премудрость и благоречивость, так что все противящиеся, хотя бы соединились за одно, не возмогут противостоять вам ни по мудрости, то есть силе мыслей, ни по красноречию и непогрешительности языка. Часто иной искусен в составлении умозаключений и находчив в мыслях, но при шуме скоро смущается, и от того во время речи к народу все перемешивает. Но им, то есть апостолам, в обоих отношениях дана была благодать. Поэтому и священники изумлялись необычайной мудрости Петра и Иоанна, зная, что прежде они были люди простые (Деян. 4, 13). А Павлу Фест говорил: С ума сошел ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян. 26, 24). - Сказав это и уменьшив их страх от неучености, Господь высказывает еще обстоятельство, необходимое и могущее поколебать души, именно: что они преданы будут друзьями и сродниками. Предсказывает о сем обстоятельстве для того, чтобы, случившись внезапно, оно не смутило их. Ибо оно сильно поражает душу, как и Давид говорит: «ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; но ты, который был для меня то же, что я» (Пс. 54:13-14); и опять: «который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Сказав это и то, что их будут ненавидеть и некоторых из них умертвят, присовокупляет величайшее утешение: «волос с головы вашей не пропадет». Вы, - говорит, - будете спасены, и ни малейшая частичка ваша не пропадет, хотя многим и будет казаться, что пропала; только нужно терпеть. Ибо терпением вы можете приобрести ваши души. Враг приступает, как бы с намерением взять в плен, и старается захватить ваши души, наведя на вас бедствия; но вы вместо серебра дайте терпение, и этим выкупом приобретете ваши души и не потерпите в них вреда. Обрати внимания на выражение: «некоторых из вас умертвят», и ты уразумеешь оное несколько глубже, именно: умертвят вас не всецело. Вы состоите из двух частей: души и тела. Не ту и другое, но одно у вас, то есть тело, умертвят, а души ваши вы терпением приобретете, Об этом Он и в другом месте сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28).

_________________

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго

Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы - храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая совместность, то есть подобие, сходство между вами и ими?

Как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Дабы не показалось, что льстит, Писанием подтверждает, что они храм Божий. Обитание в нас Бога обусловливается чистотой жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живет в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому-либо делу, говорится, что Он ходит в нем; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас

Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Выйдите из среды неверных и отделитесь, то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас чрез крещение.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа

Какие обетования? то есть что мы - храмы Божии, что в нас обитает и ходит Сам Бог и Отец. Очистим себя от нечистых дел, - ибо это означает скверна плоти, - и скверных и страстных помыслов, - ибо это означает скверна духа, то есть души.

совершая святыню в страхе Божием

Недостаточно, говорит, удерживаться от нечистоты, но должно делать и нечто доброе, - святыню, то есть чистоту, целомудрие. Присовокупил в страхе Божием или потому, что есть целомудрие, сохраняемое из человекоугодия, а не в страхе Божием, или для того, чтобы показать нам, как должно сохранять оное, именно в страхе Божием. Ибо, как ни велика сила плоти, но имей страх Божий, и победишь ее неистовство. Под святостью разумей не одно целомудрие, но и вообще всякую чистоту в жизни.

__________________________

Блж. Феофилакт Болгарский  

которые верою побеждали царства (ср. Суд. 7)

Воины, бывшие с Гедеоном.

творили правду

Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды – воздавать каждому по достоинству получали обетования.

Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс. 131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Исусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.

заграждали уста львов

Даниил (Дан. 6; Дан. 14) и Самсон.

 

Блж. Феофилакт Болгарский  

угашали силу огня

Три отрока (Дан. 3:10–22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их.

избегали острия меча

Также три отрока, или вернее сказать – Илия – меча Иезавели (3Цар. 2–18) и сам Давид – меча Саула.

укреплялись от немощи

Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез. 37:11–14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар. 20:1–11).

были крепки на войне, прогоняли полки чужих

Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1Мак. 6:28–42; 2Мак. 8:1–6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону.

Блж. Феофилакт Болгарский  

жены получали умерших своих воскресшими

Сарептская вдова чрез Илию (3Цар. 17:20–23) и соманитянка чрез Елисея (4Цар. 4:32–37).

иные же замучены были

То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф. 14:3–11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян. 12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.

не приняв освобождения

То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.

дабы получить лучшее воскресение

Лучшее – не такое, какое дети тех жен; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп. 3:11) называет восстанием – έξανάστασις. И вообще – в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание.

__________

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)

vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community