Воскресные чтения 13.10.2023

МЦCА СЕНТZБРZ@ ВЪ Л& ДН&Ь

Недёлz, ѕ7i z по н7 це.

Глaсъ, з7. [Пл] С™aгw сщ7енномyченика григ0ріz вели1кіz ґрмeніи

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T матfez, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, Rє.] РечE гDь при1тчю сію2, чlкъ нёкіи tходS, призвA своS рабы2, и3 предaстъ и4мъ и3мёніе своE. и3 џвому ќбw дaстъ пsть талaнтъ, џвомуже двA, џвомуже є3ди1нъ, комy ждо проти1ву си1лэ є3гw2, и3 tи4де ѓбіе. шeдъ же пріeмыи пsть талaнтъ, дёла в8 ни1хъ, и3 сотвори2 другjz пsть талaнтъ. тaкожде и3 и4же двA, пріwбрёте и3 т0й другjz двA. пріeмыи же є3ди1нъ, шeдъ вкопA є3гw2 в8 зeмлю, и3 скры2 сребро2 господи1на своегw2. по мн0зэ же врeмени, пріи1де господи1нъ рaбъ тёхъ, и3стzзaсz с8 ни1ми њ сло веси2. и3 пристyпль пsть талaнтъ пріeмыи, принесE дру гjz пsть талaнтъ, гlz, гDи, пsть талaнтъ ми є3си2 прeдалъ, и3 сE другjz пsть талaнтъ пріwбрэт0хъ и4ми. речe же є3мY гDь є3гw2, д0брыи рaбе бlгjи и3 вёрныи, њ мaлэ бhсть вёренъ над8 мн0гими тS постaвлю, вни1ди в8 рaдость гDа своегw2. пристyпль же и3 и4же двA талaнта пріeмыи, речE, гDи, двA талaнта ми є3си2 прeдалъ, сE другaz двA талaнта пріwбрэт0хъ и4ма. речe же є3мY гDь є3гw2, д0брыи рaбе бlгjи и3 вёрныи, њ мaлэ ми бhсть вёренъ, над8 мн0гими тS постaвлю, вни1ди в8 рaдость гDа своегw2. пристyпльже и3 пріeмыи є3ди1нъ талaнтъ речE, гDи, вёдzхъ тz ћкw жeстокъ є3си2 чlкъ, жнeши, и3дёже несёzлъ є3си2, и3 собирaеши, ю4дуже нерасточи1лъє3си2, и3 ўбоsвсz, шeдъ скрhхъ талaнтъ тв0й в8 земли2, и3 сE и4маши твоE. tвэщaвъ же гDь є3гw2, речE є3мY, лукaвыи рaбе и3 лэни1выи, вёдzше ћкw жнY и3дёже несёzхъ, и3 собирaю ю4дуже нерасточи1хъ. подобaше ќбw тебЁ вдaти сребро2 моE т0ржникwмъ, и3 пришeдъ ѓзъ, взsлъ бhхъ своE с8 ли1хвою; возми1те ќбw t негw2 талaнтъ, и3 дади1те и3мyщему дeсzть талaнтъ. и3мyще му бо вездЁ дано2 бyдетъ, и3 преи3збyдетъ. t неи3мy щагw же, и3 є4же мни1тсz и3мёz, взsто бyдетъ t не гw2. и3 неключи1маго рабA, в8вeрзите во тмY кромёш ную, тY бyдетъ плaчь и3 скрeжетъ зубHмъ. сіS гlz воз8гласи2, и3мёzи ќши слhшати, да слhшитъ.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.25:14-36).

[є3ђaліе, t матfez. за?, Rг.] РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, бди1те ќбw, ћкw не вёсте в8 кjи чaсъ гDь вaшъ пріи1детъ. сeже вёдите, ћкw ѓще бы вёдалъ д0му владhка, в8 кyю стрaжу тaть пріи1 детъ, бдёлъ ќбw бы2, и3 небы2 дaлъ под8копaти хрaма своегw2. сегw2 рaди и3 вы2 бyдете гот0ви, ћкw в0ньже чaсъ немнитE, сн7ъ чlческіи пріи1детъ. кто2 ќбw є4сть вёрныи рaбъ и3 мyдрыи, є3г0же постaвитъ господи1нъ є3гw2 над8 д0момъ свои1мъ, є4же даsти и4мъ пи1щу в0 времz и4хъ; бlжeнъ рaбъ т0й, є3г0же пришeдъ госпо ди1нъ є3гw2, њбрsщетъ тaко творsща. ґми1нь гlю вaмъ,ћкw над8 всёмъ и3мёніемъ свои1мъ постaвитъ є3гw2.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.(Мф.24:42-51).

АПОСТОЛ

Брaтіе, поспёшьствующе м0лимъ, не вотщE бlгодaть б9ію пріsти вaмъ; гlетъ бо, в0времz пріsтнw послy шахъ тебE, и3 в8 дeнь спасeніz помог0хъ ти. сE нhнэ врeмz бlгопріsтнw, сE нhнэ дн7ь спасeніz. ни є3ди1но ни в8 чeмъ же даю1ще претыкaніе, да служeніе беспор0чнw бyдетъ. но во всeмъ пред8ставлsюще себE ћкоже б9іz слуги2. в8 терпёніи мн0зэ. в8 ск0рбэхъ, в8 бэдaхъ, в8 тэснотaхъ, в8 рaнахъ, в8 темни1цахъ, в8 нестроeніихъ. в8 трудёхъ, во бдёніихъ. в8 пощeніихъ, во њчищeніихъ. в8 рaзумэ, в8 долготерпёніи. в8 бlгости, в8 д©э с™э. в8 лю бви2 нелицемёрнэ, в8 словеси2 и4стины, в8 си1лэ б9іи. nрy жіи прaвды, деснhми и3 шyими. слaвою и3 бесчeстіемъ. гаждeніемъ, и3 бlгохвалeніемъ. ћкw лестьцы2, и3 и4сти нни. ћкw незнaеми, и3 познавaеми. ћкw ўмирaюще, и3 сE жи1ви є3смы2. ћкw наказaеми, ґ не ўмерщвsеми. ћкw скорбsще, при1снw же рaдующесz. ћкw ни1щи, ґ мн0гихъ богaтzще. ћкw ничт0же и3мyще, ґ всS содержaще.

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. (2Кор 2:1-6)

[къ кори1нfwмъ. за?, р…ѕ.] Брaтіе, б0дръствуйте, ст0йте в8 вёрэ, мужaйтесz, ўтвержaйтесz. всS вaмъ люб0вію да бывaют8. молю1 же вы2 брaтіе, вёсте д0мъ стефани1новъ, и3 фуртунaтовъ, ћкw є4ста начaтокъ ґхaіи, и3 в8 служeніе с™hмъ ўчи ни1ша себE. да и3 вы2 повинyйтесz таковhмъ. и3 всsко му с8поспёшьствующу и3 труждaющусz. возрaдовахже сz њ пришeствіи стефани1новэ и3 фуртунaтовэ, и3 ґхaиковэ, ћкw вaше лишeніе сjи и3сп0лниша. пок0и ша бо м0й д¦ъ и3 вaшъ. познавaйте ќбw таковhz.цэлyютъ вы2 цRкви вост0чныz. цэлyютъ вы2 w4 гDэ мн0гw ґки1ла и3 приски1лла с8 домaшнею и4хъ цRковію. цэлyютъ вы2 брaтіz всS. цэлyйте дрyгъ дрyга лобзa ніемъ с™hмъ. цэловaніе моeю рук0ю пaвлею. и4же не лю1битъ гDа ї©а, да бyдетъ пр0клzтъ; маранaфа; бlго дaть гDа нaшегw ї©а хrтA с8 вaми. и3 любы2 моS со всё ми вaми њ хrтЁ ї©э гDэ, ґми1нь.

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Исуса Христа, анафема, мара́н-афа́ . Благодать Господа нашего Исуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Исусе. Аминь. (1Кор 16:13-23)

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 14-19Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета

Сказав выше, что «не знаете дня, когда Господь придет» (Мф. 25:13), Спаситель прилагает и притчу, показывая, что Он придет внезапно. Ибо Господь, как человек, отходящий в путь, призвал рабов Своих и поручил им то-то и то-то. Отходящим же называется соделавшийся ради нас человеком Христос или потому, что возшел на небеса, или же потому, что долго терпит и не вдруг требует от нас, но ожидает. Рабы Его - те, коим вверено служение слова, как-то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо в тот сосуд вложит Бог дар Свой для меня, какой я представлю Ему: если представлю сосуд небольшой, то и дар вложит невеликий, а если сосуд большой, то и дар великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться. Обрати внимание на усердие его: он ничего не пренебрег, но тотчас же принялся за дело, удвояя то, что получил. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы. Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или божественные слова, ибо «слова Господни - серебро расплавленное» (Пс. 11:7), или же другое какое-нибудь дарование, возвышающее и прославляющее человека, имеющего его, - и требует отчета в полученном.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 20-30 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

Обоих, трудившихся над тем, что было дано, одинаково хвалит господин; каждый из них слышит: «хорошо, добрый раб и верный». Под именем доброго мы вообще разумеем человеколюбивого и щедрого, который благость свою простирает и на ближних. Оказывающиеся верными в малом ставятся над многим; ибо хотя мы и здесь удостоимся даров, но эти дары ничтожны в сравнении с будущими благами. Радость Господа - это то непрестающее веселие, которое имеет Бог, «веселящийся, - как говорит Давид,- о делах Своих» (Пс. 103:31). Так радуются и святые о делах своих, тогда как грешники о своих скорбят и раскаиваются. Радуются святые и тому, что имеют столь богатого Господа. Заметь, что и получивший пять талантов, и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ; стало быть, получивший малое примет равную честь с получившим и совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит на доброе. Ибо каждый ради полученного им почитается высоко в том только случае, если это полученное употребил надлежащим образом. Благоразумные рабы таковы и бывают, а дурной и ленивый раб отвечает иначе, так, как свойственно ему. Он называет господина жестоким, подобно тому как и ныне многие из учителей говорят: жестоко требовать послушания от таких людей, в которых Бог не вложил покорности и не всеял послушания. Ибо это и обозначается словами: «ты жнешь, где не сеял», то есть: в кого ты не всеял покорности, от того требуешь покорности. Называя же господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо если господин жесток, то рабу следовало бы еще более стараться, как такому, который имеет жестокого и немилостивого господина, так как если он требует чужого, то тем более потребует своего. Посему надлежало и тебе умножить то, что ты получил, и образовать учеников, от коих Господь потребовал бы должного. Учеников называет торгующими потому, что они передают или не передают другим слово. Требует от них лихвы, то есть показания дел, ибо ученик, принимая от учителя учение, и сам имеет его, и другим передает оное в целости, и присовокупляет к нему еще лихву, то есть доброделание. Итак, от лукавого и ленивого раба отнимается дар. Кто, приняв дар для того, чтобы приносить пользу другим, не употребляет его для этой цели, тот теряет этот дар; а проявивший большее усердие приобретет и дар больший. Ибо имеющему усердие дана будет и преизбудет большая благодать, а от неимеющего усердия отнимется и то дарование, какое он по-видимому имеет, так как кто не упражняется и не заботится об умножении дарования, тот теряет его и имеет только по-видимому, но в действительности погубил его своею леностью и небрежением.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 31-33 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

Так как первое пришествие Господа было не славно и сопровождалось унижением, то о втором Он говорит: «когда приидет во славе Своей». Ибо во второй раз Он придет со славою и с ангелами, служащими Ему. Прежде всего Господь отлучает святых от грешников, освобождая первых от мучения, а потом, поставив, будет говорить с ними. Овцами называет святых по кротости их и потому, что они доставляют нам плоды и пользу, как овцы, и дают волну, то есть покров божественный и духовный, а равно и молоко, то есть духовную пищу. Грешников же называет козлищами, потому что и они ходят по стремнинам; они беспорядочны и бесплодны, как козлища.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 34-40 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Господь не прежде рассуждения награждает и наказывает, потому что Он человеколюбив, а этим и нас научает тому, чтобы мы не прежде наказывали, чем исследуем дело. Таким образом, после суда наказанные будут еще более безответны. Святых Он называет благословенными, ибо они восприняты Отцом. Господь именует их наследниками Царства, дабы показать, что Бог делает их общниками Своей славы, как чад Своих. Ибо не сказал: «приидите», но «наследуйте» как бы некое отеческое имение. Называет меньшими братьями или учеников Своих, или всех вообще бедных, так как всякий бедный уже потому самому брат Христа, что Христос проводил Свою жизнь в бедности. Заметь здесь правосудие Божие, как Господь восхваляет святых. Заметь и благомыслие их, как по скромности они не признают себя питавшими Господа. Но Господь относит к Самому Себе то, что сделано ими для бедных.

______________
 

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 42-44 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий

Господь заповедует бодрствовать и готовиться, то есть обогащаться добрыми делами, чтобы, когда придет Господь, мы могли представить Ему, что Ему угодно. Обрати внимание: Спаситель не сказал «Я не знаю, в какой час придет вор», но сказал «вы не знаете». Под вором разумеется конец и смерть каждого. Как незаметно, говорит, приходит вор, так неожиданно будет Мое пришествие: не будьте же беспечны, но бодрствуйте. Если бы мы знали, когда наступит наша кончина, то мы бы только в тот день постарались угождать Богу. А теперь, так как не знаем, то всегда бодрствуем для дел добродетели.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 45-47 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришел найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его

Господь недоумевает в своем вопросе: «Кто верный и благоразумный раб, которого господин его поставил на службу ему»?, давая понять, что таковых рабов редко можно сыскать. От всякого управителя требуются два качества: верность и благоразумие. Если раб - управитель и верен, то есть сам ничего не похищает, но не благоразумен и даром теряет имение, то он бесполезен. Равно, если он благоразумен, но сам крадет, он недостоин. Но кто окажется тогда и верным, и благоразумным, тот получит нечто высшее, - именно Царство Небесное. Святые будут наследниками всего, что принадлежит Богу. Верный и разумный раб - это такой учитель, который вовремя дает пасомым надлежащую духовную пищу. Таков был Павел, бывший прежде хулителем, а потом ставший верным служителем. То он напоил молоком одного, то возвещал премудрость другому; он был и разумен, зная замыслы врага. Таков должен быть и всякий, что-либо получивший от Бога, - имение, власть или начальство. Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 48-51 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с мытарями; там будет плач и скрежет зубов

Сказав, какой почести удостоится верный раб, Господь говорит потом, какое наказание понесет злой. Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, станет пренебрегать своим служением и скажет: медлит господин мой, то есть не тотчас наказывает; если он таким образом «долготерпение Божие делает поводом к распутству», станет бить своих товарищей рабов, то есть, истолкую я, станет их соблазнять, поражать их совесть (потому что подначальные, при виде злоупотребления со стороны начальников, данных им, впадают в соблазн, несут вред), - то раб таковой будет рассечен, то есть лишен дарования; тогда и обнаружится, каков он. Он будет брошен во тьму. Прежде он своим саном обманывал других. Так, многие архиереи кажутся святыми только благодаря своему сану. Тогда же благодать у них отнимается, и они будут наказаны, как лицемеры, потому что казались не такими, какими действительно были.

______________________________

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами

Мы говорит, споспешествуем и вам и Богу: вам, чтобы вы спаслись, а Богу, чтобы исполнить волю Его, то есть о вашем спасении. Умоляем вместо Христа, даже до второго пришествия Его, и до тех пор, пока существуем в сей жизни, дабы вы не вотще приняли благодать Божию. Ибо что пользы - получить свободу от грехов благодатью Божией, а потом опять наполняться ими по своей беспечности? Снова является вражда, и благодать к нам становится тщетной. Итак, не думайте, что одна вера составляет примирение; нужна и жизнь.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение

Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода - не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь, ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах

Но во всем являем себя, как служители Божии

Это гораздо выше: не только сделать себя чистым от обвинений и порицаний, но и показывать такую жизнь, чтобы из нее видно было, что он служитель Божий. Не сказал: показываем себя, но являем себя, то есть на деле показываем себя таковыми.

В великом терпении

Говорит и о способе, как делаются таковыми, то есть чрез терпение, и не просто чрез терпение, но чрез великое терпение. Ибо недостаточно перенести одну какую-нибудь беду или две, но должно терпеть до конца.

В бедствиях, в нуждах

Высшую степень скорби составляет то, когда гнетут человека безвыходные несчастия.

В тесных обстоятельствах

Этим словом означается голод или просто искушения.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

Под ударами, в темницах

И удары, и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко.

В изгнаниях

То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место.

В трудах, в бдениях, в постах

Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя и других, и вместе с тем бодрствовал и постился.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

В чистоте

Так называет целомудрие или чистоту во всем и нелюбостяжательность и безмездную проповедь.

В благоразумии

То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов.

В великодушии, в благости

Это признак несокрушимой души, когда кто, будучи отовсюду поражаем и уязвляем, не только долготерпит, но и благодетельствует.

В Духе Святом

Показывает, как он сделал все это, именно Духом Святым. Когда показал свои подвиги, тогда уже поставил помощь Духа Святого. Здесь разумеются также и дары духовные, ибо ими доказываем, что мы служители Божии, потому что совершаем чудеса. Иначе: мы не подали претыкания в Духе Святом, то есть в дарах Духа. Ибо многие из превозносившихся полученным даром языков не пользовались им, как должно. Но Павел не таков.

В нелицемерной любви

Вот источник всех благ, вот причина, посему пребыл в нем Дух.

_______________________________

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Бодрствуйте

К концу послания опять убеждает; показывает, что не должно надеяться только на учителей, но и самим себе внимать. Бодрствуйте, так как есть обольстители. Сказал это потому, что они как бы спали.

Стойте в вере

А не во внешней мудрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались.

Будьте мужественны, тверды

Так как есть наветники. Сказал это потому, что они расслабели духом.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Все у вас да будет с любовью

Это против тех, которые смущали и разрывали Церковь. Учит ли кто, учится ли кто, обличает ли кто, все, говорит, да будет с любовью, при посредничестве же любви не будет ни гордости, ни разделения.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Прошу вас, братия

Здесь нужна перестановка: умоляю вас, дабы и вы подчинялись таковым; прочее вставлено.

Вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии

Вы, говорит, знаете, и не нуждаетесь в научении от меня. Семейство Стефаново называет начатком Ахаии или потому, что оно первое уверовало, или потому, что вело и жизнь прекрасную; ибо начаток всегда должен иметь превосходство пред тем, чему служит началом. Ахаией называет Элладу.

И что они посвятили себя на служение святым

Они определили и посвятили себя на принятие верующих нищих и на служение им, и не по принуждению от других, но по своей собственной воле.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся

То есть участвуйте с ними и в денежном иждивении и в телесном служении. И не сказал просто: содействуйте, но: будьте почтительны, заповедуя усиленное послушание. А дабы не подумали, что благоприятствует одному только Стефану, прибавляет: и ко всякому содействующему и трудящемуся, - в чем? в служении святым. Ибо все таковые достойны чести; да и они в таком случае будут сносить труд свой мужественнее.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше

Они сообщили Павлу известия о разделениях и о прочих погрешностях в Коринфе. Быть может, чрез них-то и уведомили его домашние Хлоины (1Кор. 1:11). Поскольку естественно было, что коринфяне ожесточились против них, то он сдерживает их, говоря, что они восполнили отсутствие ваше, то есть пришли вместо всех вас, и ради вас предприняли ко мне такое путешествие.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ибо они мой и ваш дух успокоили

Объявляет, что его спокойствие есть их спокойствие. Поскольку же они успокоили меня, а мое спокойствие для вас самих полезно, то с вашей стороны да не будет заявлено ничего неприятного им самим.

Почитайте таковых

То есть почитайте их.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Приветствуют вас церкви Асийские

Членов Христовых соединяет чрез приветствие, по всегдашнему своему обыкновению.

Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью

У них остановился, потому что и сам занимался деланием палаток (Деян. 18:1-3). Примечай их добродетель в том, что они сделали дом свой церковью, устроив в нем собрания верных.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием

Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Мое, Павлово, приветствие собственноручно

Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придает посланию большое значение.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Кто не любит Господа Исуса Христа, анафема, маран афа

Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни - называясь по имени людей, а другие - совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Благодать Господа нашего Исуса Христа с вами

Долг учителя не только убеждать, но и молиться, и таким образом вдвойне утверждать: учением и низведением помощи свыше посредством своих молитв.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И любовь моя со всеми вами во Христе Исусе. Аминь

Поскольку удален был от них по месту, то как бы обнимает их руками любви, говоря: любовь моя с вами, то есть я присутствую со всеми вами; ибо я не без вас, хотя и в другом месте. Этим же показывает, что хотя написанное и проявляет горечь, но оно написано не от гнева, не от ярости, а от любви и заботливости. А дабы не подумали, что говорит это из лести к ним, прибавляет: во Христе Исусе, то есть любовь моя не имеет ничего человеческого или плотского, но духовна и во Христе.

Будем же и мы молиться, дабы, любя друг друга во Христе, не носить нам в себе ничего от мирской любви, которая враждебна Богу. Ибо таким образом удостоимся и вожделенных обителей Божиих во Христе Исусе, Господе нашем, возлюбившем нас, Которому слава во веки веков. Аминь.

____

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)

vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community