Недёлz, з7 z по н7 це. Глaсъ, ѕ7.
Ржcтво2 и4же во ст7hхъ nц7а нaшегw ник0лы,
ґрхієпcкпа мирликjйскагw чюдотв0рца.
Ст7aгw мyченика кали1нника, с™hz мyченицы феодHтіи, и3 тріeхъ малолeтнихъ сынHвъ є3S. С™hz мyченицы серафи1мы, дэви1цы.
ЕВАНГЕЛИЕ
Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T матfez, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за ? , lг.] В0 времz џно, преходsщу ї©ови, понeмъ и3д0ста двA слэпцA зовyща и3 гlюща, поми1луй ны2 ї©е сн7е дв7довъ. пришeдшу же є3мY в8 д0мъ, приступи1ста к8 немY слэпцA. и3 гlа и4ма ї©ъ, вёруета ли ћкw могY сE сотвори1ти; глаг0ласта є3мY, є4й гDи. тогдA прикоснyсz џчію и4хъ, гlz, по вёрэ вaю бyди вaма. и3 tверз0стасz џчи и4ма. и3 запрэти2 и4ма ї©ъ глаг0лz, блюдёта, да никт0же ўвёсть. nнaже и3з8шeдша, прослaвиста є3гw2 повсeй земли2 т0й. тёмаже и3сходsщема, сE привед0ша к8 немY чlка нёма бэснyема. и3 и3з8гнaну бёсу, проглаг0ла нэмhи. и3 диви1шасz нар0ди гlюще, ћкw николи1же kви1сz тaкw во ї}ли. фарисeє же гlаху, w4кнzзэ бэс0встэмъ, и3з8г0нитъ бёсы. и3 прохождaше ї©ъ грaды всS и3 вeси, ўчA на с0нмищихъ и4хъ, и3 проповёдаz є3ђaліе цrтвіz, и3 цэлS всsкъ недyгъ и3 всsку ћзю въ лю1дехъ. | |
[є3ђaліе, t луки2. за?, к7д.] В0 времz џно, стA ї©ъ на мёстэ рaвнэ, и3 нар0дъ ўче ни1къ є3гw2, и3 мн0жество мн0го людeй, t всеS їюдez и3 їєrли1ма, и3 пом0ріz ти1рска и3 сидHнска, и4же пріид0шапослyшати є3гw2. и3 и3сцэли1тисz t недyгъ свои1хъ. и3 стрaждущіи t дyхъ нечи1стыхъ, и3 и3сцэлsхусz. и3 вeсь нар0дъ и3скaше прикасaтисz є3мY, ћкw си1ла t негw2 и3схождaше, и3 и3сцэлsше всS. и3 т0й возвeдъ џчи свои2 на ўченики2 своS, гlаше, блажeни ни1щіи д¦омъ, ћкw вaше є4сть цrтвіе б9іе. блажeни ѓлчущіи нhнэ, ћкw насhтитесz. блажeни плaчущіи нhнэ, ћкw воз8смэe тесz. блажeни бyдете, є3гдA воз8ненави1дzтъ вaсъ чело вёцы, и3 є3гдA разлучaтъ вы2, и3 пон0сzтъ, и3 пронесyтъ и4мz вaше ћкw ѕло2, сн7а чlческагw рaди. воз8рaдуйтесz в8т0й дн7ь и3 взыгрaйте. сeбо мздA вaша мн0га нa нб7си. |
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. (Лк.6:17-23) |
АПОСТОЛ
Къ ри1млzномъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за ? , рѕ7i.] Брaтіе, д0лжни є3смы2 мы2 си1льніи, нeмощи немощнhхъноси1ти, и3 не себЁ ўгожaти. к0ждо же вaсъ бли1жнему да ўгожaетъ в8 бlг0е к8 создaнію. и4бо и3 хrт0съ не себЁ ўгоди2; но ћкоже є4сть пи1сано, поношeніz поносs щихъ тебЁ напад0ша намS. є3ли1ка бо пред8напи1сана бhша, в8 нaше наказaніе пред8написaшасz, да терпё ніемъ и3 ўтэшeніемъ писaніи, ўповaніе и4мамы. бGъ же терпёніz и3 ўтэшeніz, да дaстъ вaмъ т0же мyдр ствовати дрyгъ к0 другу њ хrтЁ ї©э, да є3динодyшнw є3ди1ными ўсты2 слaвите бGа и3 nц7а гDа нaшегw ї©а хrтA. тёмже пріeмлите дрyгъ дрyга, ћкоже и3 хrт0съ пріsтъ вaсъ в8 слaву б9ію. | Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Исуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Исуса Христа. (Рим 15:1-6) |
[къ є3врewмъ. за?, тlє.] Брaтіе, повинyйтесz настaвникwмъ вaшимъ и3 пока рsйтесz. тjи бо бдsтъ њ дш7aхъ вaшихъ, ћкw сл0во воз 8 дaти хотsще. да с8 рaдостію сіE творsтъ, ґ не воз дыхaюще. нёсть бо полeзнw вaмъ сіE. моли 1 тесz њ нaсъ, ўповaхомъ бо, ћкw добрY с0вэсть и 4 мамы во всeмъ, д0брэ хотsще жи 1 ти. ли 1 ше же молю2 сіE твори 1 те, да вск0рэ ўстр0юсz вaмъ. бGъ же мjра возведhи и3з8 мeртвыхъ пaстырz nвцaмъ вели 1 кагw, кр0вію завёта вёчнагw, гDа нaшегw ї©а хrтA. да соверши 1 тъ вы2 во всsкомъ дёлэ блaзэ, сотвори 1 ти в0лю є3гw2. творS в вaсъ бlгоуг0дное пред8 ни 1 мъ ї©ъ хrт0мъ. є3мyже слaва в0 вэки вэк0мъ, ґми1 нь. | Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь. (Евр.13:17-25)
|
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Блж. Феофилакт Болгарский
Когда Исус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас Исус, сын Давидов
Слепцы говорили Ему как Богу: «помилуй нас», а как к человеку взывали: «Сын Давидов», потому что среди иудеев много говорили о том, что Мессия произойдет от семени Давида.
Блж. Феофилакт Болгарский
Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Исус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи
Увлекает за Собой слепцов до самого дома с целью показать твердость их веры и изобличить иудеев. Спрашивает их, веруют ли они, показывая этим, что вера все совершает.
Блж. Феофилакт Болгарский
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам
Врачует их в доме, наедине, чуждаясь славы, ибо Он всюду учит смиренномудрию.
Блж. Феофилакт Болгарский
И Исус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той
Видишь ли скромность Христа? Но они разгласили, однако, не в силу ослушания, но из благодарности. Если иногда Господь говорит: иди и проповедуй славу Божию, то здесь нет противоречия. Ибо Он хочет, чтоб о Нем ничего не говорили, проповедовали же только славу Божию.
Блж. Феофилакт Болгарский
А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той
И Исус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той
Видишь ли скромность Христа? Но они разгласили, однако, не в силу ослушания, но из благодарности. Если иногда Господь говорит: иди и проповедуй славу Божию, то здесь нет противоречия. Ибо Он хочет, чтоб о Нем ничего не говорили, проповедовали же только славу Божию.
Блж. Феофилакт Болгарский
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И, когда бес был изгнан, немой стал говорить
Эта болезнь была не от природы, но от демона: поэтому и приводят его другие. Сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Господь не требует от него веры, но тотчас врачует его, изгнав демона, который препятствовал говорить.
Блж. Феофилакт Болгарский
И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле
Удивленный народ ставит Христа выше пророков и патриархов, потому что Он врачевал со властью, а не так, как те - молясь. Посмотрим же и на фарисеев, что они говорят.
Блж. Феофилакт Болгарский
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
Слова крайнего безумия! Ибо ни один демон не изгоняет демона. Допустим, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского или как маг, но болезнь и грехи - как их Он разрешал и как проповедовал царство? Демон поступает совершенно наоборот: он порождает болезни и отлучает от Бога.
Блж. Феофилакт Болгарский
И ходил Исус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях
Человеколюбивый Господь не ожидает, пока придут к Нему, но Сам ходил, чтобы никто не имел оправдания в том, что никто не учил нас. Делом и словом привлекает их, уча и творя чудеса.
__
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-19 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех
Господь все творит в наше научение, чтобы и мы также делали, как Он. Вот, например, Он намерен молиться. Он восходит на гору. Ибо молиться должно, успокоившись от дел и не пред лицом многих, и молиться через всю ночь, а не так, чтоб стать на молитву и сейчас же перестать. - Избирает учеников после молитвы, желая научить, чтобы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это дело с молитвой, искали руководства от Бога и Его просили показать нам достойного. - Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» - это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» - это врачевание тел. - «От Него исходила сила и исцеляла всех». Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 20-26 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь - ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений. Подобно как «горе» назначается в удел тем, кои богаты в нынешнем веке (о коих говорит, что они получают утешение, то есть здесь, в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы). Устрашимся, братие, поскольку горе тем, кои имеют похвалу от людей. Ибо должно заслужить похвалу и от людей, но прежде от Бога.
_________
Блж. Феофилакт Болгарский
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать
После молитвы опять предлагает увещание и услаждает совершенных тем, что поставляет их наряду с собой и называет сильными. Не сказал же просто: немощи, но: немощи бессильных, то есть усугубив выражение, чтобы привлечь их к большему милосердию. Сказав об обязанности нашей сносить немощи других, научает, как исполнять ее. Для этого, говорит, нужно, чтобы мы искали не своей только пользы.
Блж. Феофилакт Болгарский
Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию
То есть каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благо. А дабы не сказал кто из совершенных: вот и я влеку брата во благо (когда обличаю его: прим. ред.), присовокупил: к назиданию. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение: ибо неблаговременное обличение не назидает.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня
Апостол ставит нам в пример Христа. Ибо если бы Он хотел угождать Себе, то есть искать Своего, то мог бы избежать поношений и не терпеть того, что потерпел; но Он не захотел этого, а, приняв на Себя страдания, подвергся худой славе у многих, был почитаем бессильным, даже обманщиком и злодеем. О Нем говорили: других спасал, а Себя не может спасти (Мф. 27:42). Так злословия злословящих Тебя, Отца, в Ветхом Завете, пали на Меня (Пс. 68:10), то есть Сына Твоего. И это не есть что-либо новое.
Блж. Феофилакт Болгарский
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду
Это, говорит, написано было прежде, чтобы мы подражали сему. Здесь же увещевает их и к терпению искушений, говоря, да укрепляемые Писанием терпим, и терпением да покажем в себе все живое и постоянное упование. Ибо кто терпит, тот показывает, что имеет в себе упование на будущие блага, а кто не терпит, тот потерял упование.
Блж. Феофилакт Болгарский
Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою по учению Христа Исуса
Показывает, что с Писаниями Бог дает нам терпение и утешение. Поэтому и называет Его Богом терпения и утешения как подателя и виновника этих благ. Просит также у Него, чтобы даровал нам быть в единомыслии между собою. Ибо любви свойственно то же думать о ближнем, что думает кто о себе. Поскольку же есть любовь мирская, то присовокупил: по учению Исуса Христа, то есть думайте то, что угодно Исусу Христу.
Блж. Феофилакт Болгарский
дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Исуса Христа
Что же бывает плодом единомыслия? Прославление Бога не только одними устами, но и одной душой (ибо это значит единодушно). Здесь слово Бога следует отделить, отнеся его к предыдущему, и потом читать с нового начала: и Отца Господа нашего Исуса Христа. Впрочем, не будет неприличия, если читать эти слова и не отдельно, то есть разумея Бога и Отца по отношению к Единому и Тому же Христу; ибо Бог Отец есть Бог Христа по человечеству, а Отец по Божественности.
______
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Повинуйтесь наставникам вашим
Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтесь. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги от него, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он — злой по жизни, то повинуйся ему. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23:3). Относительно же испорченных по вере говорит: учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу.
и будьте покорны
Выражением будьте покорны он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом.
ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет
Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их.
чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно
Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием. И хотя это незаметно вселяет в него (наставника, - прим. ред.) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (т.е. против того грешника, который возмущает гнев Бога, - прим. ред.), Он (т.е. Бог, — прим. ред.) возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть
Так как некоторые клеветали на апостола, будто он учит отступлению от закона, то поэтому многие из евреев враждебно относились к нему. Поэтому он не обозначил имени своего в начале послания, так как они не могли даже и слышать о нем. Итак, защищаясь пред ними, прежде всего просит их молиться о нем, чего мы обычно просим от друзей; затем раскрывает и свою невинность. Ибо между всеми, не только среди язычников, но и у вас, мы ничего не делали с лицемерием, совесть наша чиста и мы знаем, что не замышляли зла против вас, не сделали ничего дурного вам, не оклеветали вас.
Потому что во всем желаем вести себя честно
То есть стараясь проводить жизнь осторожно и беспорочно. И то самое, что я говорю, что закон не имеет силы, - это не речь врага и неприятеля. Ибо я скорее ввожу исполнение закона и показываю, что тень получила конец. Итак, разве это - отступление? Разве я вам не благодетель, когда веду вас к совершенству, совершенно отводя от тени и младенческого настроения?
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам
Желать им так тепло и со всею заботой молиться о том, чтобы скорее возвратиться к ним, - это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого он не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что-нибудь дурное.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Бог же мира
Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит, Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться против меня, и притом по одному только слуху.
воздвигший из мертвых Пастыря овец великого
Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (Ис. гл. 10). А так как есть и другие пастыри, – малые, то сказал: великого. Ибо пророки – это многие учителя, но Христос – наставник один для всех.
Кровию завета вечного, Господа, нашего Исуса (Христа)
То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
да усовершит вас во всяком добром деле
Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами сперва должны начать, а затем просить совершенства от Бога.
к исполнению воли Его
Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто наполовину делает добро.
производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь
Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог через Исуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: Ему. Ибо мы тогда действительно благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда - пред людьми. И Давид говорит: по чистоте рук моих пред очами Его (Пс. 17:25); и Исаия: удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1:16).
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community