Воскресные чтения 21.07.2024

МЦCА И#Ю~ЛZ ВЪ И& ДН&Ь

Недёлz, д7 z по н7 це. Глaсъ, G.

Kвлeніе и3к0ны прес™hz вLчцы нaшеz бц dы в0 градэ казaни [Пл].

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T матfez, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, к7є.] В0 времz џно, вшeдшу ї©у в8 капернаyмъ, приступи2 к8 немY с0тникъ, молS є3гw2 и3 гlz, гDи, џтрокъ м0й лежи1тъ в8 домY њслaбленъ лю1тэ страждA. и3 гlа є3мY ї©ъ, ѓзъ пришeдъ и3сцэлю2 є3гw2. и3 tвэщaвъ с0тникъ, речE є3мY, гDи, нёсмь дост0инъ да под8 кр0въ м0й вни1 деши. но т0кмо рцы2 сл0во, и3 и3сцелёетъ џтрокъ м0й. и4бо ѓзъ чlкъ є4смь п0д8 властію, и3мhи под8 соб0ю в0ины. и3 глаг0лю семY, и3ди2, и3 и4детъ. и3 друг0му, пріиди2, и3 пріи1детъ. и3 рабY моемY, сотвори2 сE, и3 сотво ри1тъ. слhшавъ же ї©ъ, ўдиви1сz, и3 речE грzдyщимъ понeмъ, ґми1нь гlю вaмъ, ни во їзрaили толи1ки вёры њбрэт0хъ. гlю же вaмъ, ћкw мн0зи t вост0къ и3 зa падъ пріи1дутъ, и3 воз8лsгутъ со ґвраaмомъ, и3 їсаaкwмъ, и3 їaкwвомъ, в8 цrтвіи нбcнэм8. сн7ове же цrтвіz и3з8гнaни бyдутъ вотмY кромёшнюю, тY бyдетъ плaчь и3 скрeжетъ зуб0мъ. и3 речE ї©ъ с0тнику, и3ди2, и3 ћкоже вёрова бyди тебЁ, и3 и3сцэлЁ џтрокъ є3гw2 в8 т0й чaсъ.

Мф 8:5 Когда же вошел Исус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Исус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Исус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

[є3ђaліе, t луки2. за?, н7д.] В0 времz џно, в8ни1де ї©ъ в8 вeсь нёкую. женa же нё каz и4менемъ мaрfа пріsтъ є3гw2 в8 д0мъ св0й. и3 сестрA є4й бЁ нарицaемаz мaріz, ћже и3 сёдши при1ногу ї©ову, слhшаше сл0во є3гw2. мaрfа же м0лвzше њ мн0зэ слyжбэ. стaвши же речE, гDи, небрежeшили, ћкw сестрA моS є3ди1ну мz њстaви служи1ти; рцы2 ќбw є4й, да ми2 пом0жетъ. tвэщaвъ же ї©ъ, речE є4й, мaрfо мaрfо печeшисz, и3 м0лвиши њ мн0зэ, є3ди1но же є4сть на потрeбу. мaріz же благyю чaсть и3з8брA, ћже не tи1ме тсz t неS. Бhсть же є3гдA гlаше сіS, воз8дви1гши нёкаz женA глaсъ t нар0да, речE є3мY, бlжeно чрeво носи1вшее тS, и3 сосцA ћже є3си2 ссaлъ. џнъ же речE, тём8 же ќбw бlжeни слhшащіи сл0во б9іе, и3 хранsще є5.

 

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Исуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Исус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. (Лк.10:38-42)

АПОСТОЛ

Къ ри1млzномъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, §г.] Брaтіе, своб0ждьшесz t грэхA, пораб0тистесz прaвдэ. чlческо гlю зaнемощь пл0ти вaшеz, ћкоже ќбw пред8 стaвисте ќды вaша рабы2 нечистотЁ, и3 без8зак0нію в8 без8зак0ніе, тaкw и3 нhнэ пред8стaвите ќды вaша рабы2 прaвдэ во с™hню, є3гдa бо раби2 бёсте грэхY, своб0дни бёсте t прaвды, кjи ќбw тогдA и3мёсте пл0дъ, њ ни1х8 же нhнэ стыдитeсz; кончи1на бо џнэмъ смeрть. нн7э же своб0ждьшесz t грэхA, пораб0щшежесz бGови,и4мате пл0дъ вaшъ во с™hню, кончи1ну же жи1знь вёч ную. nбр0цы бо грэхY смeрть, даровaніе же б9іе жи в0тъ вёчныи, њ хrтЁ ї©э гDэ нaшемъ.

Рим 6:18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

[къ є3врewмъ. за?, ™к.] Брaтіе, и3мsше пeрваz ски1ніz њправдaніz слyжбы, с™0е же людск0е. ски1ніz бо соњруженA бhсть пeрваz, в8нeй же свэти1льникъ и3 трапeза и3 пред8ложeніе хлё бwвъ, ћже гlетсz с™az. по вторёй же завёсэ, ски1ніz гlемаz с™az с™hхъ, злaту и3мyщи кади1льницу, и3 ков чeгъ завёта њковaнъ всю1ду злaтомъ. в8 нeмже стaмна златA и3мyщаz мaнну. и3 жeзлъ ґарHновъ прозsбшіи, и3 скрижaли завёта. превhше же є3S, херуви1ми слaвы, њсэнsющіи nлтaрь. њ ни1хже нёсть нн7э гlати п0дро бну. си1мъ же тaкw ўстр0еномъ. в8 пeрвую ќбw ски1нію вhну в8хождaху сщ7eнницы слyжбы совершaюще. во вторyю же є3ди1ною в8 лёто є3ди1нъ ґрхієрeй, не бeскрове ю4же прин0ситъ за себE, и3 њ людски1хъ согрэшeніихъ.

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. (Евр.9:1-7)

 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

Блж. Феофилакт Болгарский  

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к нему подошел сотник и спросил Его

И этот не подошел на горе, чтобы не прервать учения. Это тот же сотник, что и у евангелиста Луки. Хотя евангелист Лука говорит, что он других отправил послами к Иисусу, но это не противоречит Матфею, который говорит, что сотник сам пришел. Очевидно, что сначала сотник послал других, а потом, когда опасность увеличилась, пошел сам и сказал: (См. далее Толкование на Мф. 8:6)

Блж. Феофилакт Болгарский  

Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его

Сотник не принес отрока на постели, веруя, что Господь может уврачевать его и в том случае, когда он отсутствует. И поэтому: (См. далее Толкование на Мф. 8:7)

Блж. Иероним Стридонский  

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его

Ст. 5-9 Приступил к Нему сотник, прося Его и говоря: Господи, отрок мой лежит дома расслабленным и тяжко мучится. И сказал ему Иисус: Я приду и исцелю его. Но сотник в ответ сказал [Ему]: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кровлю мою; но только скажи слово, и будет здрав отрок мой

Мы не должны предполагать в Господе тщеславия: Он обещает сейчас же пойти и исцелить отрока, по тому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру, - в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение, - в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие, - в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри. Это благоразумие побуждает его говорить еще и следующее, - Ибо и я человек [или с прибавлением: поставленный] под властью, имеющий под собою воинов: и говорю этому: «иди», и он идет; и говорю тому: «приходи», и он приходит, а рабу своему: «делай», и он делает - чем он хочет показать, что и Господь также не только Своим телесным присутствием, но и через служение Ангелов может исполнить то, что захочет.

Блж. Феофилакт Болгарский  

И сказал Исус сотнику: иди, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час

Исцелив словом, Господь показал, что истину Он сказал и относительно изгнания иудеев.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 38-42 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Исуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Исус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё

Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо - внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, - говорит, - существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, - говорит, - Марфа, ты заботишься и печешься о многом, то есть развлекаешься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств. - Иные слова «одно только нужно» разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению. - Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией - созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария - значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб. - Обрати внимание и на слова: «села у ног Исуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Исусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Исуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова. - Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа. - Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.
_______

Блж. Феофилакт Болгарский  

Ст. 18-19 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые

Два, говорит, благодеяния получили от Бога: и освобождены от такого бесчестия, и стали рабами праведности, что составляет для вас великую славу. Потом, желая сказать, чтобы римляне так служили Богу, как служили греху, предварительно замечает: говорю по рассуждению человеческому, то есть предлагаю нечто низкое, недостойное предмета, соразмерное вашей немощи. Ибо надлежало показать несравненно большую меру служения Богу, нежели греху; но по немощи своей, говорит, представьте хотя бы равную меру. Заметь, как ясно показал наше добровольное рабство, сказав: ныне представьте члены ваши. Сами, говорит, делая себя пленниками, вы подвергались нечистоте, то есть прелюбодеянию, любодеянию, делам самым постыдным, и что говорю об одной нечистоте - вообще всякому беззаконию, и притом в рабы беззакония, то есть чтобы еще более беззаконничать: ибо, совершив какой-либо грех, вы не остановились на том, но в этом самом нашли себе побуждение к дальнейшему беззаконию. Итак, в той же мере представьте члены свои в рабы праведности, то есть всякой добродетели, дабы проводить жизнь в целомудрии и святости, а не в прежней нечистоте.

Блж. Феофилакт Болгарский  

Ст. 20-21 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Когда вы, говорит, жили в пороках, отчуждены были от правды, тогда вы не подчинялись ей, вовсе не хотели служить ей и сами освобождали себя от нее. Поэтому и теперь, служа правде, не подчиняйтесь греху. И какой плод имели вы от нечистоты? Никакого, кроме бесчестия, и что говорю - бесчестия? Имели плодом Смерть: потому что конец их - смерть, и телесная весьма часто, и душевная всегда. Но от смерти вы избавлены благодатью Христовою, а стыд еще остается не без пользы; ибо теперь вы стыдитесь грехов тех.

Ст. 22-23 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем

Плод дел греха есть стыд; плод правды - освящение, чистота, непорочность. Конец первых - смерть; конец последней - вечная жизнь. Ибо возмездие за грех - смерть. Так, говорит, и вам, служащим греху, грех давал возмездие - смерть. А дар Божий. Не сказал: возмездие от Бога, но: дар. Ибо не как вознаграждение или воздаяние за труды вы приняли, но все то произошло от благодати во Христе Иисусе: ибо все совершено Им.

___

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И первый завет имел постановление о Богослужении

Доказав со стороны священника, священства и завета, что первый завет должен был окончиться, апостол теперь доказывает это и со стороны самого устройства скинии. Было в ней три отделения; одно - внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и эллинов; далее следовала завеса за которую входили священники, совершая ежедневно службы. Это отделение называлось святым: эти отделения были образом Ветхого Завета, ибо там все совершалось с жертвоприношениями. Святое же Святых было образом нашего таинства. Ибо, говорит, первый, то есть Ветхий Завет, имел постановление, то есть символы, или законоположения, но имел в то время, ныне же не имеет, ибо прекратился.

И святилище земное

Земным называет его потому, что дозволялось входить в него и в одном и том же здании известно было место, где стояли иудеи, назореи, прозелиты и эллины. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его земным (κοσμικόν - мирским).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов (Исх. 10:22-25), и которая называется «святое»

Называет эту первой, именно, по отношению к Святому Святых, которое было в середине. Пред ней же находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (Исх. 40:19), то она являлась срединой, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

За второю же завесою была скиния, называемая Святое святых

Видишь ли, что была первая завеса, которую Писание называет покрывалом, так как оно свертывалось и стягивалось, - эта завеса отделяла двор, в который входили все вообще, на котором и приносили жертвы на медном жертвеннике, от скинии, которая доступна была священникам, ежедневно совершавшим службы. Далее, как ты прошел эту завесу, была еще другая завеса, и за ней скиния, глаголемая Святая Святых, в которую никто другой не входил, кроме одного только первосвященника, но и он однажды в год. Везде же он все называет скинией, потому что в ней обитает Бог.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета

Ковчег завета называется так потому, что в нем находились скрижали, содержащие закон (Исх. 40:20).

Где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета

Все эти вещи служили памятниками иудейской неблагодарности. Золотой сосуд с манною - в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали (Исх. 16:3-10), и чтобы потомки помнили как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов - в воспоминание возмущения, бывшего против него (Числ. гл.17). Скрижали завета - в память того, что они сокрушили первые своим идолослужением. Ты спросишь, каким образом в книге Царств написано, что в ковчеге ничего не было другого, кроме скрижалей, апостол же теперь утверждает, что в нем были положены и золотой сосуд, и жезл Ааронов? Так как он наилучшим образом был воспитан Гамалиилом (Деян. 22:3) в еврействе, то он, вероятно, заимствовал это из предания; ибо и ныне фарисействующие евреи соглашаются, что это было так. Однако не сначала, но при Иеремии, когда было необходимым скрывать ковчег, тогда, говорят, вероятно, и были сложены в ковчег и эти вещи.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

А над ним

То есть над ковчегом.

Херувимы славы (Исх. 25:18-20)

Славные, или подчиненные Богу; но служившие для славы Его. И это выставляет нарочито с той целью, чтобы показать превосходство того, что у нас.

Осеняющие очистилище

Очистилищем назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это - что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил.

О чем не нужно теперь говорить подробно

Здесь показывает, что все это было не только видимое, но и служило знаком чего-то другого, изъяснение чего требует слишком много времени.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение

Хотя это и было, говорит, но иудеи не участвовали в этом, так как завеса удерживала их. Это сохранялось для нас, для кого оно было прообразом.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

А во вторую - однажды в год один только первосвященник

Видишь ли самые прообразы, здесь уже предложенные? Дабы не сказали: жертва Христова была принесена однажды, каким же образом она освятила всех? Показывает, что так было издревле, ибо и святейшая и страшная жертва в Ветхом Завете была приносима первосвященником однажды.

Не без крови

После того, как назвал крест жертвой, и без огня, и без дров, и не часто приносимой, показывает, что и ветхозаветная жертва была такова; ибо однажды приносилась с кровью. Некоторые спрашивали, каким образом в книге Исход написано: да кадит над золотым жертвенником, который, очевидно, находился во Святая Святых, «да кадит Аарон фимиамом сложенным благовонным рано: на нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда приготовляет лампады, будет курить им (Исх. 30:7-8), так что каждый день дважды входил первосвященник во Святая Святых с тем, чтобы кадить над тем местом, - где находился золотой жертвенник. Итак, как апостол говорив здесь, что этот первосвященник входил однажды в год? И решают, что однажды в год первосвященник входил с кровью, с фимиамом - дважды в день. Однако ты знай, что они напрасно сомневались и по неведению: не в золотой кадильнице Аарон кадил фимиамом дважды в день, но над золотым жертвенником, последний же находился не в Святая Святых, но в средней скинии; в ней же светильник и трапеза: тогда как с золотой кадильницей он входил во Святая Святых действительно однажды в год. Ибо иное - кадильница, и иное - жертвенник. Я указал на это недоумение для того, чтобы читающий эти слова, услышав о сомнении от других, не был введен в заблуждение, подумав, что оно - здраво.

Которую приносит за себя и за грехи неведения народа

И снова: за себя. Первосвященник законный говорит, приносил жертву за себя. А Христос не за Себя, ибо Он не был причастен грешникам. Повсюду между тем и этим совершенное различие. Сказал за грехи неведения, а не за прегрешения, чтобы тем привести в больший страх и древних иудеев, и всех, и смирить гордость. Ибо если и ты не согрешил добровольно, ты согрешил невольно и по неведению, и от этого никто не свободен. Некоторые утверждали, что сказал так, показывая и здесь различие между жертвой Христа и жертвами законными. По закону жертвы прощали прегрешения по неведению; жертва же Христова прощает даже и сознательные грехи.

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)

vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community