26 января 2020 г. в стенах Санкт-Петербургской духовной академии прошёл IV фестиваль знаменного пения. Инициативу в организации проведения фестиваля взял на себя единоверческий приход Никольского храма на улице Марата (г. Санкт-Петербург). Фестиваль собрал не только единоверческие хоры тех, кто совершает богослужение по старому обряду, но и хоры других приходов Русской Православной Церкви.
Настоятель прихода Никольского единоверческого храма прот. Пётр (Чубаров), после вступительного слова начал по очереди объявлять коллективы и их песнопения. Среди выступающих были представители нескольких пластов знаменной традиции:
- наиболее архаичное, древнее наонное и наречное знаменное пение по дореформенным книгам;
- гармонизированное знаменное пение по книгам пореформенной редакции;
- раннее многоголосие, так называемое «строчное пение».
Зрительный зал был наполнен слушателями и чувствовался их неподдельный интерес как к пению, так и, в целом, к древней богослужебной традиции, исходящей из глубин средневековой русской истории. Можно было видеть студентов Духовной Академии и семинаристов, а также учеников регентских классов.
В перспективе, концерты знаменного пения могут быть полезны для ознакомления с древнерусским пением теми приходами, которые ещё не решились использовать его в богослужении. Малоизвестный факт - до революции 1917 года, большинство негородских храмов использовало у себя не партесное пение, доминирующее на данный момент в приходах РПЦ, а знаменное. Таким образом, знаменное пение - не только для старообрядцев, но и для всех остальных, впрочем как и другие особенности древней традиции, имеющие преимущество перед нововведёнными в 17 веке.
Планируется проведение аналогичного фестиваля в следующем году примерно в это же время – после Богоявления, о конкретной дате будет сообщено заранее на портале "Сокрытая Русь", на странице Никольского единоверческого храма на улице Марата в г. Санкт-Петербурге (https://vk.com/edinoverie_spb), а также на сайте СПбДА (https://spbda.ru/).
Вступительное слово, прот. Пётр (Чубаров):
Участниками фестиваля стали:
1) Клирос единоверческого прихода Никольского храма. Головщик - Лидия Павловна Галанёва.
- тропарь свт. Николаю, гл. 4;
- тропарь Рожеству Христову, гл. 4;
- кондак Рожеству Христову, гл. 3;
- стихеры Пасце, гл. 5.
2) Любительский клиросный хор "Цевница". Художественный руководитель - Мария Климович.
- тропарь Рожеству Христову;
- псалом предначинательный Великой Вечерни;
- стихера литии службы навечерия Рожества Христова;
- "Достойно есть", раннее знаменное многоголосие, расшифрова Бражникова.
3) Хор гимназии св. преп. Амвросия Оптинского при Успенском подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Художественный руководитель – Екатерина Балуева.
- тропарь Рожеству Христову (знаменный роспев, синодальное издание);
- 2-й антифон Рожеству Христову (знаменный роспев, рукопись);
- "Единородныи Сыне" (знаменный роспев, рукопись);
- задостойник Рожеству Христову (знаменный роспев, синодальное издание);
- стихера Рожеству Христову, гл. 6, "Слава в Вышних Богу" (знаменный роспев, синодальное издание).
4) Детский ансамбль древнерусского певческого искусства «Рождество». Художественный руководитель – Елена Балина.
- духовный стих Ангелу Хранителю «Пресветлый ангел мой Господень».
5) Клиросный ансамбль храма в честь Царственных Страстотерпцев (ст. Сологубовка). Художественный руководитель – Елена Балина.
- задостойник службы Введению во храм Пресвятой Богородицы, гл. 4, знаменный роспев.
6) Ансамбль древнерусского певческого искусства “Лествица” (Горбунковская детская школа искусств). Художественный руководитель – Елена Балина.
- тропарь, гл. 4, на благословение хлебов «Богородице Дево, радуйся», знаменный роспев;
- кондак Рожеству Христову «Дева днесь Пресущественного рождает», строчное двуголосие.
7) Ансамбль "Вервица". Художественный руководитель – Алексей Гвоздецкий.
- "Свете тихии", осмогласник;
- "Сей стих о любви", столповой роспев, гл. 1.
8) Ансамбль древнерусской раздельноречной знаменной традиции, клирос единоверческого прихода Никольского храма. Головщик - Валерий Смирнов.
- догматик гл. 3, «Како не дивимося…», столповой роспев;
- полиелеос, путевой роспев;
- величание Рожеству Христову, обиход и путевой роспевы.
9) Ансамбль «Лик». Художественный руководитель – Екатерина Матвеева.
- тропарь Крещению, знаменный роспев, гл. 1;
- "Аще хощеши победити", духовный стих;
- "Не покушайся имати", духовный стих;
- величание Рожеству Христову, строчное многоголосие.
10) Мужской певческий ансамбль «Путь». Руководитель - Андрей Фофонов.
- тропарь Рождеству Христову;
- демество, из собрания Усова;
- нотолинейная транскрипция Пожидаевой Г.;
- 7-ая песнь из Пещного действа, 1-ый стих;
- четырёхголосное демество, нотолинейная транскрипция Терентьевой П.;
- "Трисвятое", из троестрочного нотолинейного обихода Вологодского Софийского собора.
Заключительное слово, прот. Пётр (Чубаров)