27/14 сентября православные христиане празднуют Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, один из двунадесяти главных праздников Православной Церкви. Обретение Честного и Животворящего Креста произошло во времена правления императора Константина Великого, которого Церковь почитает как равноапостольного. По свидетельствам церковных историков IV века, его мать, святая Елена, отправилась по просьбе своего сына в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Христа. Также она стремилась отыскать святой Крест, явление которого послужило Константину знаком победы над врагами. Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. После его разрушения были найдены три креста, а также табличка и гвозди, которыми был распят Христос. Чтобы определить, на каком из крестов был распят Спаситель, Иеросалимский епископ Макарий предложил приложить каждый крест поочередно к тяжело больной женщине. Когда после прикосновения к одному из крестов она исцелилась, все прославили Бога, который указал на святыню — Истинный Крест Господень. Этот Крест святитель Макарий воздвиг для всеобщего поклонения. В память об этом событии предлагаем благочестивому читателю поучение Иеросалимского патриарха святителя Софрония на Воздвижение честнаго Креста.
Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение
Совершается празднование Креста, и есть ли кто, кто не возрадовался бы духом? Возвещается Воскресение, и есть ли кто, кто не возвеселился бы? Ведь поистине, Крест, быв водружен на Краниевом месте и имеющий на себе пригвожденного Владыку твари, рукописание же на нас истребил, которое праотец Адам подписал (как долговое обязательство) тем, что преступил Божию заповедь – и Крест освободил нас от уз грехов и сделал то, чтобы мы в радости ликовали и веселились, на подобие телят, отпущенных с привязи. «Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20).
Воскресение же Христово отменило смертное истление и отогнало адский мрак, и возставило мертвых от гробов, и, сказать словами пророка, отъяло «слезу от всякаго лица» (Ис.25,8), и всякому человеку даровало поистине неотъемлемую благодать. Потому что дар Воскресения безмерен и не на некое ограниченное число людей простирается его значение. Потому что это был Бог всей твари, Тот, Кто в человеческой плоти подверг Себя в ней погребению. Лучше же сказать: совершил в ней Воскресение; Кто не ведал границ в подаянии милостей и Которому чуждо какое-либо лицеприятие. Потому что Он познается как истинный Бог всех, и на всех людей Он распространил дар спасения, щадя Свой образ и обновляя его совершенным образом, поскольку каждый земной человек был создан по образу Божиему.
Наступило памятование Креста, и кто из людей не пожелает, в свою очередь, распять себя? Потому что истиннейшего почитателя Христос видит в таком человеке, который распял себя для мира и кто самыми делами явил себя подлинным любителем Креста. Совершается праздник обновления Воскресения, и кто из верных не пожелает, со своей стороны, обновить себя, отвергнув всякую мертвость, приходящую на основании страстей, и облекшись в нетление души? Иное есть смерть души, а иное познается относительно смерти тела. Первую поражает грех, как это написал первый иерарх и возглавитель этой священной Иеросалимской кафедры – Ияков, брат Господень. А вторая производит распадение элементов, из которых, по своей природе, составляется тело. Конечно, при этом происходит отделение от тела бессмертной души, хотя бы так и не представлялось врачам, знатокам лечения только тел, поскольку это человеку, преступившему Божию заповедь, было дано Творцем в виде явной епитимии. Крест воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и сам не возвысится от земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искупленный Им приходит и переселяется, имея великое желание всегда быть вместе со своим Спасителем и наслаждаться неиждеваемыми воздаяниями от Него. Сегодня предходит Воскресение, и вселенная радуется предпразднеству. Крест заутра явлен бывает, подает дары поклоняющимся ему. Сегодня владеет Воскресение, а завтра наступает Крест; оно выставляет смерть на позор, а он – являет посрамленными полчища бесов; оно – само собою проповедует, что смерть, поистине, сгинула, а он – возвещает всем, что всякое злодейство бесов было упразднено, как и умерщвлена вся их скверная и душегубительная энергия (сила действия); раньше Крест предшествовал Воскресению, а ныне Воскресение вводит и предваряет Крест.
О, какое чудесное изменение положения вещей! Ибо и в этом я вижу явное исполнение слов Спасителя: «Последнии стали первыми» и, в свою очередь, "первые стали последними» (Мк. 10:31; Мф.19:30; Лк.13:30). И возможет ли кто объяснить причину такого изменения порядка и перемены вещей? Потому что не случайно происходит то, что оно (Воскресение) как бы поспешило предшествовать, а он (Крест) как бы запаздывая, последовал за сим. Но разве не сначала воссиял Божественный Крест, а светоносное Воскресение не тремя ли днями явилось позднее Его? И почему наши Отцы сознательно установили такое изменение вещей, именно, чтобы Воскресение предваряло Крест, мы это с точностью не можем объяснить. Полагаем же и строим догадку, что причина для сего заключается в том, чтобы паломники, приходящие со всех концев земли для того, чтобы поклониться Живоносному Кресту и Воскресению, сначала отпраздновав всерадостный и светлый праздник Воскресения, а затем, сразу же после сего, видя святое Воздвижение Креста Господня, получили бы прекрасное и спасительное снаряжение во всемогущем спутнике, т. е., в Кресте Господнем, в земных путях сопутствующем им, а в море соплавающем вместе с ними, и во всем устрояющем их спасение и сохраняющем их от всех превратных обстояний, что и самыми вещами вам самим показывает, потому что всемогущая сила Креста объяла все концы вселенной, и все исполняет и везде присутствует и неутомимо (άχόπως). оказывает помощь, спасая верных от напастей и являя благочестивым спасение и удерживая всех врагов.
Возможно же, что была и иная, некая скрытая причина, которую ведали и сознавали бывшие в древности учителя сей Церкви, каковую причину мы, малейшие, не стыдимся явно признать, что мы ее не знаем. Бог же дарует и ее нам узнать, как мы в этом совершенно уверены, ради самой пользы для вас, которые наивернейшие Ему.
Итак, есть ли что, для нас более возвышенное, чем эти блаженные праздники? Есть ли для нас что-нибудь в мире более священное, чем эти торжества? Или ужели нам не радоваться и не ликовать, празднуя эти празднества? – Сияние Воскресения и светлое поклонение Кресту. Они – для нас трофеи всего нашего спасения. Они, освободив нас от смерти и страстей и от злостнейшего вреда со стороны бесов, снова возвели нас к нашему Владыке, упразднив все гнетущее и скорбное и воссияв нам свет радостей. Не живоносное ли Воскресение дарует нам вступление в бессмертную жизнь? Или не воздвиженный ли Крест порождает для нас освобождение от страданий и страстей? Потому что, поистине, они явили нас снова причастниками усвоения нас Богом, чем и вызваны были они и ради чего произошли для всех нас, сущих на земле.
Итак, познав таинственное значение их и по какой степени они были благотворны для нас и каких благодеяний стали они для нас источниками, таким образом будем праздновать их прекрасно (свято) и благочестиво, как и самые эти праздники имеют своей целью: «Не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистью» (Рим.13,13), не грабежами и неправдами. Умалчиваю от перечисления остального. Потому что я дерзаю сказать, возлюбленнейшие братие и участники той же нашей веры и обогатившиеся теми же духовными плодами, что хотящего праздновать так эти праздники, т. е. не с благоговением, а в духе тех пороков, которые упоминает апостол, они не только не приемлют и не допускают к себе, но и отвращаются от такого и гнушаются им, как человеком ведущим жизнь не достойную их и делающего то, что ненавистно им. Поэтому я прошу и увещеваю вас ненавидеть оные пороки и отвращаться от них, как от нарушающих наши праздники; соблюдать же и делать то, что мы сознаем, как угодное им. А мы знаем, что угодно и приятно им то, что соделывателя сего ведет ко спасению и путеводит в жизнь вечную. Не нескончаемою ли жизнью и не немеркнущим ли светом они озарили нас, после того, как воссияли от Христа для людей? Итак, изменим и сами мы наше поведение и, совлачившись прежнего образа жизни, как вредного и губительного, потецем путем новой жизни. Не дарствует ли Воскресение Христово наследие нам жизни? И Крест Христов не распял ли в нас древнего человека?
Итак, если мы почитаем Воскресение и празднуем его торжество, то и возлюбим более новый образ жизни, в силу чего станем приверженными ей не только на словах, но ближайшими и истинными таинниками ее. И если мы прикладываемся ко Кресту, то почему же и страсти, вместе с земными членами, мы не распинаем в себе, так чтобы вместе с Павлом и нам было бы возможно воскликнуть: «Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:19–20)?
Итак, если Христос возвещает, что Он живет в тех, которые распяли себя для мира и умертвили уды, яже на земли (Кол. 3, 5), как восклицает и свидетельствует Павел, то почему же и мы не поступаем таким же образом и не умерщвляем в себе всякий земной наш член, страсть, злую похоть и прочее счисляемое с этим, дабы жил в нас Христос и даровал нам нестареющуюся жизнь? Итак, будем искать мира со всеми, и вместе с этим приобретать святость, потому что «ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14), как опять же засвидетельствовал нам Павел. И посему Христос также называется «Миром». «Той бо есть, – говорит Апостол, – мир наш" (Ефес. 2, 14); к тому же Он именуется и «освящением» нашим (1Кор. 1, 30). Называется же Он «миром нашим», как доставивший мирное единодушие, соединив небесное с сущим на земле и устроивший единую Церковь, состоящую из тех и других. «Освящение» же и «искупление» (потому что вместе с первыми наименованиями и это возвещается), как ставший Искупителем нас, которые находились в плену, и как искупивший нас не только от демонов и страстей, но и всадивший в нас Божественное освящение.
И тому, что вы слышали в моей речи, со всем старанием и усердием последуем, и стяжем, и восхитим, и путем сего сочетаем себя с Христом в прекрасном и блаженном единении с Ним. Потому что человека, таким образом приходящего к Нему, Он не изженет вон от Своей благости и блаженства; прочь даже и сама мысль такая! Следовательно, будем стараться стяжать такое единение с Ним, так-как нет ничего, что было бы более ценно, и будем стремиться к тому, чтобы жил в нас Христос, чего нет ничего более преимущественного, чтобы, стяжав такое богатство, мы насладились и Царством Небесным и обрели жизнь вечную, в Самом Христе, Боге и Спасителе нашем, с Которым Отцу слава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веком Аминь.
Источник: Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988 / Проповеди святителя Софрония, Патрiарха Iерусалимскаго. Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). Джорданвил: Типография преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкiй монастырь, 1988. - С. 92-96.