Рассказ отца Петра или летопись нашего прихода

Рассказ протоиерея Петра Чубарова о зарождении, становлении и развитии Никольского единоверческого прихода на улице Марата (г. Санкт-Петербург). Беседовали прихожане сего храма Вероника Давлетшина и Алексей Васильев.

В 1970-е годы группа молодых православных верующих в целях самообразования и совместной жизни в Церкви объединилась в неформальное братство. В рамках данной группы проводились семинары по истории Церкви, была разработана форма по изучению Священного Писания, Нового Завета. Участники по очереди готовили главы из Писания, а потом совместно всей общиной обсуждали их с опорой на cвятых отцов и историков Церкви. Одновременно практиковалось совместное посещение богослужений, поездки по святым местам, к старцам (в частности, к известному отцу Николаю с острова Залет), паломничество в Пюхтицкий и в Псково-Печерский монастыри и многое другое душеполезное. Нельзя сказать, что это была изначально единоверческая община, но наш интерес и уклон был именно к древнерусским традициям. Так, например, предпочтения оказывались древнерусской иконе, которая доставляла нам особую радость и была наиболее органична нашему сознанию. Мы читали соответствующую литературу, слушали лекции, проводили экскурсии по Русскому музею с членами общины, которые были специалистами по иконописи и работали в этом музее. Они раскрывали нам законы построения древнерусской иконы, подробно рассказывали о символике иконописного пространства и цвета. В те далёкие годы мы довольно часто организовывали поездки по городам, где сохранились памятники древнерусской архитектуры (Псков, Новгород, Старая Ладога, Тихвин), а также интересовались древнерусским пением. И хотя более поздние икона и пение нами не отрицались, сердце лежало именно к древнерусской архитектуре, древнерусской иконе, древнерусскому пению, то есть к той самой церковной эстетике и искусству, где виделся определенный духовный смысл и духовное воздействие на людей. Нас манила и завораживала Древняя Русь, от ее Крещения и до 16 века.

Постепенно молодые люди нашего братства обзаводились семьями, появлялось потомство, и надо было проводить какую-то программу по приобщению к традициям православия. Поэтому члены нашего сообщества со своими детьми посещали богослужения в храмах, ходили на концерты по древнерусскому былинному и обрядовому пению, а летом организовывались совместные походы. В частности, мы в течение многих лет выезжали на лодках на Вуоксу, где все вместе жили на природе, вместе молились, вместе воспитывали детей. Особое внимание уделялось народным праздникам, например, Святкам, Масленице. Также изучался фольклор и обычаи. На эти темы у нас тоже проводились семинары. Постепенно общество разрасталось, приходили новые люди, и в нем уже просматривалась определенная организационная структура. Примерно в конце 1980-х годов стало очевидно, что необходимо легализоваться и стать юридическим лицом, реальной православной общиной. Причем именно в это время для нас стало очевидно, что если это произойдет, то в форме наиболее близкого нам православного направления – Единоверия, поскольку, с одной стороны, это часть Русской Православной Церкви, а с другой – возможность в большей степени приобщиться к древнерусской традиции, культивировать и изучать ее.

Надо отметить, что мы исповедовали идею единства Русской Православной Церкви, настроения раскольничества нам были чужды. В 1990 году прошло собрание, и было принято решение об официальной легализации нашей общины. Для этого мы подготовили документы, была сформирована структура, меня выбрали старостой. Знания богослужебного устава и церковного пения были на нулевом уровне. После принятия решения о нашем развитии в лоне Единоверия были поставлены задачи по освоению древнерусского пения и богослужения. Началась упорная и не всегда удачная работа, но постепенно она приносила свои плоды. По благословению правящего архиерея митрополита Иоанна 21 февраля 1991 года состоялась регистрация устава прихода Никольского единоверческого храма на улице Марата. Это день официального возрождения данного прихода. Началась многолетняя борьба за возвращение Русской Православной Церкви Никольского храма.

4 сентября 1992 года вышло распоряжение мэрии Санкт-Петербурга о предоставлении общине двух часовен с последующей передачей и всего храма. В реальности это постановление не было полностью выполнено. В северной часовне до сих пор находится Ленэнерго, а в храме – музей Арктики и Антарктики. После получения южной часовни началась многоэтапная работа по ее сохранению и реставрации. Общая площадь часовни – 22 квадратных метра. Она досталась нам в аварийном состоянии. Первоначально все силы были брошены на избавление от плесени и влажности. Мы реализовали несколько проектов по высушиванию стен, в частности, по немецкой технологии закачивания креймоорганики по периметру фундамента. Однако все эти усилия оказались малоэффективны. Но Бог нам привёл известного реставратора Раскопина Михаила Кирилловича, который разработал и применил свой метод – «Глиняный замок». Он успешно использовал этот метод гидроизоляции в Ораниенбауме и в Петропавловской крепости (при осушении Невской куртины, находящейся ниже уровня реки). Очередным его шедевром стало спасение нашей часовни. После применения уникального реставрационного метода началось постепенное высушивание часовни. Эти работы были длительными. Под руководством Михаила Кирилловича мы рыли траншеи вдоль фундамента, заказывали в метрополитене машины с кембрийской глиной и трамбовали «глиняный замок». Только по завершении этих работ мы смогли оштукатурить часовню внутри, снаружи, произвести гидроизоляцию пола, создать православный интерьер. Одновременно продолжались семинары по Священному Писанию, Новому Завету, спевки и изучение древлеправославного богослужебного устава. Не прекращались и поездки.

Так, когда возник вопрос о крещении некрещеных членов общины, 21-22 декабря 1991 года мы организованно выехали на автобусе в Пюхтинский монастырь, где их крестили в баптистерии с полным погружением в храме Богоявления Господня. На спасение часовни ушло очень много времени – вплоть до конца 1994 года. Одновременно к открытию часовни поспело мое рукоположение в дьяконы (до этого мы служили мирским чином). Было проведено собрание, где меня представили как кандидата для рукоположения в дьяконы. 19 декабря 1994 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе епископом Симоном я был рукоположен в сан дьякона для служения в единоверческом приходе. Первая моя служба в нашем приходе в сане дьякона состоялась на Рожество Христово 7 января 1995 года. 29 сентября 1998 года на праздник Воздвижения Креста Господня в Николо-Богоявленском кафедральном соборе я был рукоположен в пресвитеры владыкой Владимиром, а 1 октября правящий архиерей владыка Владимир официально назначил меня настоятелем нашего прихода.

В 2000 году наш приход принял участие в юбилейных торжествах, посвященных 200-летию учреждения Единоверия в России. Нами была подготовлена публикация по истории Единоверия и написана книга «Православное Единоверие в России». Приход принял участие в богослужении по древнему чину в стенах Успенского собора Московского Кремля, где присутствовали иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Затем в Свято-Даниловском монастыре прошла конференция. Юбилейные торжества продолжились в Санкт-Петербурге. В доме-музее Ф.М. Достоевского была открыта выставка, посвященная истории Единоверия в России. В конференц-зале музея была проведена историко-богословская конференция, где мне довелось выступать с докладом «История становления русского Православного Единоверия».

29 марта 2003 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II я был награждён наперстным золотым крестом. В часовне не было престола, поэтому мы переделали часовню в храм. Весной 2007 года единоверческим священноигуменом Петром (Васильевым) было проведено освящение храма малым чином с вложением в престол мощей святых Прова, Тарха и Андроника. Как ни удивительно, но на наших глазах реализовывалась духовная и историческая преемственность Единоверия. В самом начале 90-х годов мы застали несколько последних представителей семей, которые в своё время в юном возрасте были прихожанами Никольского единоверческого храма. Особенно запомнилась Прасковья Ивановна – она посещала наши службы и чем могла помогала общине. Другая единоверческая семья возвратила много десятилетий сберегаемую святыню 16 века – Тихвинскую икону Божьей Матери. Её спасли верующие (дядя с племянником), когда в 1932 году безбожники сжигали иконостас Никольского единоверческого храма. Прошло много десятилетий, и к моменту начала богослужений в нашем приходе остался в живых племянник, уже в почтенном возрасте. Он с родственниками принёс Тихвинскую икону Божьей Матери, передал её приходу Никольского единоверческого храма и сказал, что икона Божьей Матери ждала своего времени возвратиться в церковь. Были возвращены также и мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской. Историческая икона, в которой лежали её мощи, от времени и от сырости вся осыпалась, а сами мощи были изъяты и хранились до срока. По старым фотографиям мы написали копию этой иконы, вставили в неё мощи и внесли их в храм. В своё время, в 1909 году, эти мощи вместе с иконой были подарены нашему приходу Кашинским монастырём за то, что единоверческий приход сыграл большую роль в возрождении почитания и вторичного прославления святой Анны Кашинской после ее забвения. Как гласит предание, пальцы Анны Кашинской складывались двуперстно даже после неоднократной перестановки их в троеперстие. Поэтому-то и почитание святой было официально запрещено и изъято из святцев. Служители Кашинского монастыря сделали для нашего прихода спил мощей и написали икону, которая потом была доставлена поездом на Николаевский вокзал, ныне Московский. Икону по прибытии внесли в храм Знамения Иконы Божьей Матери (он рядом с вокзалом) для проведения молебна. Затем единоверцы с православными обычных приходов крестным ходом проводили икону с мощами святой до Никольского единоверческого храма. Перед входом в храм снова служился молебен, затем икону внесли внутрь, где она заняла своё место, и началось богослужение. Низко кланяемся братьям и сестрам, хранившим единоверческие традиции в годы лихолетья. К сожалению, их уже с нами нет. Упокой, Господи, души раб своих.

В 2012 году наш приход принял активное участие в организации юбилейных мероприятий, посвящённых 100-летию первого единоверческого съезда. Было приглашено единоверческое священство со всей страны. По благословению высокопреосвященейшего архиепископа Амвросия, ректора СПбДА, в храме Санкт-Петербургской Духовной Академии было проведено торжественное богослужение. В конференц-зале Духовной Академии была проведена историко-богословская конференция, где я выступил с докладом «О жизненном пути А.А. Ухтомского». Мероприятия продолжились в Москве. Наш приход принял участие в Литургии по древнему чину в Успенском соборе Московского Кремля. Возглавлял службу митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этом же году я был возведён в сан протоиерея (по-старому, протопопа).

Борьба за храм – это целая большая история. С 1992 года прошло более 30 арбитражей, включая московский высший арбитраж. В 2014 году была кульминация: наш вопрос обсуждался на высоком уровне, и для музея было найдено подходящее помещение на Васильевском острове в управлении метрологии Санкт-Петербурга. Но переезд музея по многим причинам так и не был доведён до исполнения. Вместо храма нам передали несколько помещений от бывшей нашей единоверческой женской гимназии – около 300 квадратных метров, но половину от них составляют два непригодных заполненных водой подвала. На оставшихся 180 квадратных метрах мы провели ремонтные работы и разместили храм, ризницу и трапезную.

За прошедшие годы мы пережили многое: были удачи, поражения, но главное – мы пытались искренне служить Богу, Русской Православной Церкви и традициям Единоверия. Первая Литургия в новом храме состоялась 13 апреля 2014 года на Вербное воскресенье. Одновременно со службами шли работы по написанию икон и обустройству храма. Создание иконостаса закончилось только в 2021 году. В 2017 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополитом Варсонофием я был награждён палицей. 6 апреля 2022 года я бы награждён крестом с украшениями. Сейчас у нас в храме также служит рукоположенный в дьяконы отец Михаил. Увы, многих, кто начинал общее дело уже нет в этом мире. О них мы помним и молимся. В целом, под защитой Господа приход выстоял в невзгодах и имеет хорошие перспективы. Слава Богу за всё!

02.03.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.