Как зайти в единоверческий храм не единоверцу?

Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже на подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси. У мужчин небритые и неподстриженные бороды, одеты они в рубахи-косоворотки навыпуск, перехваченные поясом. Бывает, что и в портах, и в сапогах! Уже в храме многие из них надевают черные кафтаны в пол. На женщинах сарафаны и непрозрачные платки, которые особым образом закалываются под булавку и закрывают грудь и спину. На замужних женщинах под платком повойники – вязаные чепчики, свидетельствующие о супружестве носительницы. В руках у прихожан длинные кожаные (как правило) четки – лестовки – с нашитыми на конце треугольниками.

КАК ОДЕТЬСЯ?

Если вы собрались к единоверцам и у вас нет специальной богослужебной одежды – не беда. Просто помните главное правило: одежда должна быть неброской и опрятной. Всё как в обычном православном храме. Рукава одежды должны быть длинными, непрозрачными, женщинам нужно быть одетыми в юбку, платок лучше заколоть «под булавку». Не подходит для храма одежда, подчеркивающая формы тела, а также с короткими рукавами и декольте, мини-юбки, шорты и т.п. Для женщин приличны длинные юбки, платья, недопустимы для них брюки, джинсы и т.п. Нежелательна обувь на высоком каблуке: в ней трудно выстоять долгую службу, и она производит шум при ходьбе. Постарайтесь не пользоваться духами.

КАК ЗАЙТИ?

Перед входом в храм и войдя в него, единоверцы совершают крестное знамение с тремя поясными поклонами, творя в себе молитву: «Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон.)». Берут из обычно сложенной при входе стопки специальный молитвенный расшитый коврик – подручник. Позже на него полагают голову и руки, совершая земной поклон, дабы сохранить их в чистоте. Мужчины и женщины встают строго по сторонам: справа и слева соответственно. Лишних хождений по храму лучше избегать. Если до начала службы достаточно времени, можно сесть на лавку у стены.

В единоверческих храмах не используется электрический свет во время богослужения. Пространство церквей освещается лампадами и свечами. Такой полумрак лучше располагает человека к молитве, не отвлекает его взор. Масло в лампадах растительного происхождения, а свечи обязательно восковые.

КАК КРЕСТИТЬСЯ?

Для крестного знамения единоверцы слагают персты правой руки так: складывая вместе три пальца правой руки - большой с безымянным и мизинцем. Этим исповедуется вера в Пресвятую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Остальные два перста — указательный и средний — нужно протянуть вместе, при этом средний палец нужно немного преклонить. Эти два перста изображают две природы, два естества распятого Господа: божественное и человеческое. Так мы исповедуем, что Исус Христос в Своей земной жизни одновременно был Богом и человеком. Преклонение среднего пальца означает, что Сын Божий преклонил Небеса и сошел на землю, дабы стать человеком ради нас, людей, и ради нашего спасения.

Итак, двумя перстами осеняем себя, полагая их прежде на чело (лоб) и исповедуя этим, что Христос — наша истинная и вечная Глава. Затем полагаем их на живот (на уровне пояса) и этим исповедуем сошествие Сына Божьего на землю и пребывание в пречистой утробе Девы Марии. Затем полагаем пальцы на правое плечо, исповедуя, что на небесах Христос сидит справа от Бога Отца. Затем полагаем их на левое плечо, исповедуя, что Христос придет во второй раз судить живых и мертвых и поставит праведников по правую сторону от Себя, а грешников — по левую.

Креститься всегда нужно истово, не спеша и благоговейно. Тяжкий грех — совершать крестное знамение небрежно, быстро и невнимательно.

КАК ПОСТАВИТЬ СВЕЩУ?

Если захотели поставить свечу – лучше это сделать заблаговременно, до начала службы. Если богослужение еще не началось, их можно спокойно поставить к любым иконам, у которых есть подсвечник, однако тем, кто пришел во время службы, делать этого не рекомендуется, чтобы не отвлекать других молящихся. В некоторых единоверческих храмах принято перед поставлением свечи совершить три поклона с вышеописанной молитвой «Боже, милостив…», а также помолиться святому, который изображен на иконе. Для этого в каждом приходе свои традиции — где-то установлены ящики для свечей «О здравии» и «За упокой». По мере их наполнения кто-то из служителей храма в наиболее подходящий период времени расставляет «жертвы Богу». В других храмах иконы стоят максимально близко ко входу и к церковной лавке (сами молящиеся при этом стоят максимально близко к амвону и алтарной части), чтобы все желающие могли поклониться образам и поставить свечи лично, ведь для многих это очень важно.

КАК СТОЯТЬ?

Прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками и обязательно с лестовкой, «бобочки» которой или перебирают пальцами, или нет. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

СЕМИПОКЛОННЫЙ НАЧАЛ

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова:

Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.)

Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.)

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.)

И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.)

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.)

После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…».

Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

  • Ходить в определенные моменты богослужения: при начале каждой отдельной части службы от возгласа священника до молитвы «Приидите, поклони́мся…»; при чтении Трисвятого по Отче наш; во время чтения Апостола и Евангелия; во время чтения Екса-псалмов; во время чтения или пения Символа веры «Верую…»; во время отпу́ста, который священник произносит лицом к молящимся; во время пения Херувимской песни на Литургии.
  • Разговаривать без острой необходимости, здороваться, смеяться после начала богослужения.
  • Производить аудио- и видеозаписи, фотографировать без благословения настоятеля храма или старосты общины.
  • В единоверческих храмах не принято совершать крестное знамение или поклоны, прикладываться к иконам, вставать на колени когда душа изволит. Старайтесь совершать молитвенные действия одновременно с остальными молящимися. Помните, что храмовое благочестие очень важно для молящихся - единоверцев. Относитесь с уважением к традициям прихода.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ

Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например, можете услышать непривычное «…и во веки веком» или «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…» в Символе веры.

Если попали на всенощное бдение, заметите, что на утрени, на кафизмах, люди сидят, поднимаясь только во время «Славы» совершить крестное знамение. Возможность присесть бывает и в моменты чтения поучений, если они совершаются. Всенощное бдение в единоверческих церквях длинное – может занимать от 4 до 7 часов. Однако многие вновь пришедшие замечали необъяснимую легкость и даже незримую «помощь» в стоянии.

Особо обратим внимание на клирос (по-народному, «крылос»). Клиросов может быть два – правый и левый, но чаще всё же один. Руководит клиросом головщик (регент), в руках у него указка, которой он задает пение, показывает нужные моменты песнопения в книгах, в том числе если слышит, что кто-то сбился. Головщик становится в самом центре клирошан, а они «боевым порядком» выстраиваются вокруг него. В единоверческих церквях за богослужениями звучит знаменное пение – основной тип древнерусского пения, пришедшего на Русь из Византии. Хор поет в один голос, вместо нот звуковые интервалы обозначают причудливые для современника крюки. Даже при взгляде на них неизбежно возникает ощущение соприкосновения с чем-то древним и одновременно вечным. Именно такое – ангелоподобное – пение услышали однажды послы равноапостольного княза Владимира в константинопольском храме. Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран. Безусловно, если сравнивать византийское и русское знаменное пение, есть явные отличия. Звук нашего аналога свободный, громкий, исполнение довольно суровое – сказывается национальный, северный колорит. Таковое пение помогает верующим сосредоточиться на молитве.

Особым образом совершается и чтение молитвословий, а также чтений за богослужением Евангелия, Апостола, Шестопсалмия. Называется практика такового чтения погласицей – это некое произношение слов на простой распев. Погласица бывает псаломской, паремийной, апостольской, евангельской, поучений и т.д. При чтении и пении используются переиздания книг XVII века. Бывает, можно увидеть на аналое старинные книги прошлых веков в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, старинными орнаментами и иллюстрациями. Перед началом чтения каждый чтец, как правило, совершает земной поклон на подручник и, получив благословение от священника, приступает к молитве.

ЗАВЕРШЕНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ И ТРАПЕЗА

Завершается богослужение так же, как и началось, – семипоклонным началом. После этого священник с амвона говорит проповедь. Затем община следует в трапезную. В некоторых приходах сохранилась замечательная традиция путь в трапезную сопровождать пением тропаря дню или празднику. Перед вкушением пищи все чинно совершают соборную молитву. За трапезой могут читать душеполезные книги, на праздниках принято петь древнерусские духовные стихи. Песня, как известно, душа народа. Она выражает его национальный характер, через свое содержание заставляет его пережить события, в ней отраженные. Именно поэтому и в минуты отдыха петь христианские, а не мирские песни очень важно для единоверцев. Это еще один отголосок былой эпохи и желание «приблизить Царство Божие», всё пространство вокруг себя христианизировать.

Для того, чтобы найти ближайший к вам единоверческий или старообрядный приход предлагаем воспользоваться нашей картой общин: https://sokryt.ru/map

По материалам статьи «Знакомство с единоверием: как мы молимся» Владимира Басенкова.

06.11.2022
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.