Три поклона: настройся на волну Вечности

Уходя из дома и стоя перед храмовыми вратами, мы привыкли совершать три поклона с крестным знамением. Далеко не все сегодня помнят, какие глубокие молитвы стоят за этими короткими и незамысловатыми действиями. Между тем, в них скрывается целый заряд духовной энергии и настрой на правильные мысли.

 

Сегодня мы редко обсуждаем обрядовые особенности жизни христианина в публичном пространстве. Гораздо чаще наш разговор обходит стороной «одежду догмата», считая материальное второстепенным и даже неважным. Древние христиане, однако, так не думали. Просто потому, что любое религиозное действие имело глубокий смысл. Оно напоминало верующему о Боге, соединяло с Ним актом мистического действа и даже служило элементом проповеди для внешних.

Мы должны совершать крестное знамение, вспоминая о смерти Исуса Христа на Кресте. Его Жертва открыла для нас путь к возможности победить свою персональную смерть, соединиться с отвергнутым первыми людьми Богом и обрести вечное счастье в Царстве Небесном. Перекреститься - не значит исполнить предписанное этикетом действие. Мы пробуждаем в себе память о подвиге Спасителя каждый раз, когда накладываем на свои лоб, плечи и живот наши персты.

И совершая крестное знамение, преклоняясь перед Христом, мы обращаемся к Нему, распятому, но воскресшему и победившему смерть, свою молитву. Нам необходимо разговаривать с Богом непрестанно, насколько позволяют силы. В противном случае наш диалог и наш Собеседник станет невольно нежелательным нам, а жизнь наша начнёт терять связь с Творцом.

Цифры в христианстве также призваны пробуждать нашу религиозную память. Число 3 бесспорно символизирует Святую Троицу, тайна Которой недоступна человеческому уму, но ясно даёт ощущение величия Божества. И вот они, три поклона, которые заменят нам утреннюю молитву в случае дикой спешки, становятся нашим благословением при выходе из дома и благодарностью Богу при возвращении. Мы молимся ими, когда садимся «за чай», здороваемся с Богом при входе в храм и кланяемся Ему при выходе. Любую молитву мы обязательно начинаем этими словами. Они входят и в семипоклонный начал, о котором мы обязательно поговорим в последующих статьях.

Боже, милостив буди мне грешному

Создавый мя, Господи, и помилуй мя

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешного

Почему именно эти слова? Молитва мытаря в первой строчке напоминает нам о покаянном настроении. Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19), с этой жертвы нам и стоит начинать обращение ко Господу. Покаяние есть лучший способ держать свой дух во смиреннии, то есть адекватном восприятии себя как человека, не защищённого от влияния греха. Покаяние делает нас сильнее, развязывает узы духовных ошибок, которые прочно стягивают нашу грудь. В надежде на освобождение от греха по милости Бога мы черпаем силы.

Во второй молитве мы признаём, что только Тот, Кто создал нас, способен и дать нам дорогу в вечную жизнь. Безусловно, без нашей работы над собой всё это будет бесполезно. Но всё же, решающее слово на входе нашей души в Царство Небесное остаётся за Богом. Он моделирует нашу жизнь, посылает закаляющие нас испытания, создаёт условия для спасения. Мы каждодневно делаем выбор: следовать по указываемому Богом пути или нет. Как видно из текста молитвы, мы принимаем Господа и свидетельствуем, что только Он есть гарант нашего нормального существования.

И, наконец, в третьей молитве мы признаём грех постоянным скорбным спутником нашей жизни. «С грехом пополам» протекает каждый наш день. Безгрешен только Бог, а человек постоянно совершает духовные промахи. И поэтому мы просим Господа избавить нас от греха, чтобы наша душа была способна видеть, слышать и чувствовать Его.

В этой простой молитве содержится рецепт поддержания нужного состояния духа. Память о Боге настраивает нас на нужный лад, уберегает от принятия неверных решений и даже изменяет пространство. Это здорово, жить, ощущая Бога. Простые молитвы и сопутствующие им обряды (в данном случае крестное знамение и поклоны) помогают нам хранить тонкую нить нашей связи с Господом. Всего три короткие молитвы, но и они открывают в душе источник духовной свежести, орошающий сердце наше Духом Божиим.

Владимир Басенков

Опубликовано 18 августа 2019
Яндекс.Метрика